Вы сейчас читаете:
Газету №11-2018
CТЕНЫ ОТОБРАТЬ МОЖНО, А ВЕРУ -- НИКОГДА1
№ 11 (301) 2018 год

№11 (301) 2018 г.

ВСЕМ, КТО ВЕРИТ И ЛЮБИТ
Бог да благословит доброе «Начало»!
С архипастырским благословением
Ириней, Митрополит Днепропетровский
и Павлоградский

ПОДДЕРЖИТЕ ГАЗЕТУ И ЖУРНАЛ

ЛУЧШЕ ПОДПИСАТЬСЯ СРАЗУ НА ГОД. НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758, Журнал «БОГДАН» -- 01614,
«НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089, БОЛЬШОЙ НАСТЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ -- 90256

ИЛЛЮЗИЯ
ЛЮБВИ
Православная Церковь исключает всякую
возможность литургического общения с неправославными. В частности,
представляется недопустимым участие
православных в
литургических
действиях.
Читайте на стр.

7

Жизнь разнообразна,
и невозможно исполнение
заповедей свести к перечню каких-либо действий.
Как сказал блаженный
Агустин: «Люби, и любовь
сама тебя научит, когда
как лучше поступить». Но
надежда на Бога невозможна без преклонения
перед Божией волей -- да
будет воля Твоя яко на
небеси, и на земли. Сам
Спаситель нам в этом пример: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить
чаши, которую дал Мне
Отец?» -- говорит Он апостолу Петру, готовому защитить Учителя от тех, кто
пришел схватить Его и
предать казни...

СПАСАЙ
НЕ ЦЕРКОВЬ,
А СЕБЯ
Читайте на стр.

10

Церковный раскол ­ одно из самых
трагичных, уродливых и болезненных
явлений в истории Церкви, которое
стало следствием забвения, оскудения любви между братьями во Христе.
Сопоставляя раскол с ересью, святитель Иоанн Златоуст утверждает, что
«раскол есть не меньшее зло, чем
ересь». Св.Киприан Карфагенский
учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь
мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV
век) считал раскол одним из величайших зол ­ большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.
Великий раскол 1054 года ­ великая схизма -- стала самой крупной в
истории Церкви и не преодолена до сих пор, хотя с момента разрыва
отношений межу Римской Церковью и четырьмя Патриархатами Востока
прошло почти 1000 лет.
Разногласия, послужившие причиной Великого раскола, накапливались несколько веков и имели культурный, политический, богословский
и обрядовый характер.

РИМСКИЕ ГРАБЛИ

Читайте на стр.

8

К сожалению, православным Эстонии приходится жить в этих непростых
условиях, когда еще памятны самые
болезненные моменты церковного раскола и ощутимы его последствия. При
этом, по официальным данным, в Эстонии на 1,3 млн. жителей приходится
150--170 тысяч прихожан Московского
патриархата и лишь около 20 тысяч --
Константинопольского патриархата.

...И У НАШИХ БЫЛ ВЫБОР
Читайте на стр.

НУЖНО ПЕРЕЖИТЬ БЕДУ И ЖИТЬ
В обычной психологии нет
единого взгляда на природу
человека. Это напоминает
известную притчу о слепых и
слоне. Попытка слепых, у
которых была возможность
дотронуться до слона и дать
его описание, оказалась
крайне неудачной. Понятно,
что каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в его ограниченное поле восприятия. Эта притча очень хорошо иллюстрирует
множество разнообразных теорий.
Читайте на стр.

12

9

И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости
видеть себя не забытыми, но и замедляя
тем прощение их согрешений у Господа как
во время панихиды, так, тем более, во
время Литургии. Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы
за упокой души, души эти получают милость, приближаясь к Царствию Божию.

Читайте на стр.

11

Е так страшен этот Томас. Когда нарушают каноны, заповеди Христовы, законы Украины, Конституцию, и не очень-то дружат с головой. Прошел месяц с тех пор, как Константинополь,
якобы, снял анафему с Филарета и главного автокефала, дав старт созданию новой
единой церкви. И что? Да ничего. Как и предполагалось, претенденты на должность «генерального директора» новой структуры ни
о чем договориться не могут. А как они
могут договориться, если Денисенко видит
только себя во главе, а все остальные должны безропотно присоединиться к его Киевскому патриархату? Пока он жив, ничего
не изменится. А если уйдет, в Киевском патриархате может ведь взойти и «новая заря»,
голосов же у филаретовцев однозначно
больше.
Патриарха Варфоломея все это устраивает. Никакого Томаса давать не нужно, раскольники уже под его началом. Зачем ему
они, ставящие большой вопрос о каноничности самого всефанарского патриарха, для
воцерковленного человека непонятно. С точки зрения православия непонятно.
Даже если заокеанские кураторы поднажмут и заставят всех наших объединиться, а
Константинополь на какую-то условную независимость того, что будет создано, всетаки раскошелится, ничего страшного не
произойдет.
Последние события только сплотили всех
здравомыслящих. Ни одна церковь-сестра
не признала и не признает новую незаконно
созданную. И от нас, как предполагали некоторые политики, особо не бегут. Кое-кто,
конечно, проявил себя и кое-кто еще проявит. Так это же хорошо: все нечистое
всплывет, а церковь очистится. Массовых
переходов не будет. На западе кто хотел уйти
к раскольникам, уже ушел. На юге и востоке отбирать храмы, думаю, не смогут. В
центре это возможно, но даже если в городе у нас останется один храм, почти все
верующие соберутся именно в нем: отобранные будут стоять пустыми. А их отапливать
надо, за электричество платить ...
Жизнь подтверждает, что именно так и произойдет. На западной Украине вместо отобранных храмов в селах строят новые, а
ушедшие прихожане возвращаются. И случаев таких все больше. Бог поругаем не бывает. Стены отобрать можно, а веру ­ никогда.
Во Флорении священники вместе с сотней прихожан ушли от Варфоломея в Русскую Зарубежную Церковь, обосновав это
неканоничностью действий по отношению к
Украине. Через несколько дней появилась
новость, что экзархат Константинопольського патриархата запретил их в служении. Но
они уже ушли. С таким же успехом могли бы
запретить буддистских монахов или начальника моего ЖЭКа.
В последние дни откровений от Фанара
хватало.Один из иерархов сообщил, что
Варфоломей может и давать Томос, и забирать. И начал перечислять, кому давали, а
между строчек читалось, что и забрать могут. Потом вспомнил, что УПЦ вообще не существует. Теперь все наши храмы якобы
константинопольские, все священнослужители подчиняются Варфоломею. «А если они
не согласны?» -- поинтересовался кто-то из
журналистов. ­ «Это значит, что они плохо
проинформированы. Не может быть на одной канонической территории параллельных
церковных структур.» То есть, когда влезали на чужую территорию, это правило как
бы не действовало. А сейчас о нем вспомнили. Хотя реалии таковы, что это Византийской империи не существует, и Константинополя, и юрисдикция по отношению к территориям, которым давали Томос, закончилась много столетий назад, и, согласно решениям Вселенских Соборов, возврат к ней
невозможен. Остался один квартал, из которого пытаются руководить всем православием, наделяя себя какими-то несуществующими вселенскими правами.
Кстати, дадут что-то нашим или нет, теперь решает только Варфоломей. И Собор
он собирает, и кандидатов назначает, когда
посчитает, что уже пора. Прозвучало также,
что надо и Белоруссии Томос подарить. Там
его вроде бы не просили, насильно что ли
вручать будут? О России вспомнили. Ей тоже
Томос давали -- неплохо бы разобраться.
То есть, есть реальная возможность отсоединиться от всего православного мира.
Новостей много, но годятся они разве что
для истории болезни. Чтобы психиатру было
легче диагноз ставить.

Н

Юрий КУЛИБАБА

2

Православный календарь

№ 11 (301) 2018 год

 НОЯБРЬ 

Понедельник
5
Вторник
6
Среда
7
Четверг
1 8
Пятница
2 9
Суббота
3 10
Воскресенье 4 11

12
13
14
15
16
17
18

ДЕКАБРЬ

19
20
21
22
23
24
25

ЦЕРКОВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Декабрь

26
27
28
29
30

1 -- Собор святых Эстонской земли.
2 -- Свт. Филарета, митр. Московского.
4 -- ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.
6 -- Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия.
7 -- Вмц. Екатерины.
8 -- Отдание праздника Введения во храм Пресвятой
Богородицы.
11 -- Сщмч. митр. Серафима.
13 -- Апостола Андрея Первозванного.
19 -- Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
25 -- Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца.
28 -- Собор Крымских святых.

ДЕКАБРЬ

1

7

СУББОТА

ПЯТНИЦА

Мч.
Платона.
Мчч. Романа диакона и отрока Варула.
Собор святых Эстонской земли.
Мчч. Зекхея, диакона Гадаринского,
и Алфея, чтеца Кесарийского.
Св.
Николая исп., пресвитера.

Вмч. Меркурия.
Вмц. Екатерины.
Мц. Августы, мчч.
Порфирия Стратилата и 200 воинов.

ДЕКАБРЬ

ДЕКАБРЬ

14

20

ДЕКАБРЬ

26
СРЕДА

ДЕКАБРЬ

ПЯТНИЦА

ЧЕТВЕРГ

2

Прор.
Наума.
Прав. Филарета Милостивого. Мч. Анании Персянина.

Свт. Амвросия,
еп. Медиоланского.
Прп. Нила Столобенского. Прп. Антония
Сийского. Прп. Павла Послушливого.
Селигерской (Владимирской) иконы
Божией Матери.

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 27-я по
Пятидесятнице.
Прор. Авдия (из 12ти). Мч. Варлаама.
Свт.
Филарета,
митр. Московского. Мч. Азы и с ним
150-ти воинов. Мч.
Илиодора.
Прп.
Илариона чудотворца. Иконы Божией
Матери, именуемой
«В скорбех и печалех Утешение».

ДЕКАБРЬ

8

ДЕКАБРЬ

СУББОТА
Отдание праздника Введения во
храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч.
Климента,
папы
Римского, и Петра,
архиеп. Александрийского. Прп. Петра молчальника. Мч.
Павла. Мч. Николая.

3
ПОНЕДЕЛЬНИК
Предпразднство
Введения во храм
Пресвятой Богородицы. Прп. Григория
Декаполита.
Мч.
Дасия. Свт. Прокла,
архиеп. Константинопольского. Мчч.
Евстафия, Феспесия
и Анатолия.

15
СУББОТА
Прор. Аввакума.
Прп. Афанасия, затворника Печерского.
Мц. Миропии.
ДЕКАБРЬ

16
ВОСКРЕСЕНЬЕ

ДЕКАБРЬ
ДЕКАБРЬ

9
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 28-я по
Пятидесятнице. Прп.
Алипия столпника.
Освящение церкви
вмч. Георгия в Киеве. Прп. Иакова отшельника.

Неделя 29-я по
Пятидесятнице. Прор.
Софонии. Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского. Сщмч. Андрея пресвитера. Сщмч. Николая пресвит.

ДЕКАБРЬ

4
ВТОРНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО
ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ
ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ
И ПРИСНОДЕВЫ
МАРИИ.
ДЕКАБРЬ

5
СРЕДА
Попразднство
Введения. Апп. от
70-ти Филимона и
Архиппа и мц. равноап. Апфии. Мч. Прокопия чтеца. Блгв.
Ярополка, во Св.
Крещении Петра, кн.
Владимиро-Волынского. Прав. Михаила
воина, болгарина.
ДЕКАБРЬ

Иконы Божией
Матери, именуемой
«Знамение». В м ч .
Иакова Персянина.
Прп. Палладия.

ВТОРНИК
Прмч. и исп. Стефана Нового. Мч.
Иринарха и святых
семи жен. Сщмч.
митр. Серафима.
Мчч. Стефана, Василия, Григория, Иоанна и иных многих.

12
СРЕДА

22

Вмц. Варвары и
мц. Иулиании. Прп.
Иоанна Дамаскина.
Прп. Иоанна, еп.
Поливотского.
ДЕКАБРЬ

ДЕКАБРЬ

23

ДЕКАБРЬ

19
СРЕДА
Святителя Николая, архиепископа
Мир Ликийских,
чудотворца.

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 30-я по
Пятидесятнице. Мчч.
Мины, Ермогена и
Евграфа. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Блж. Иоанна и
родителей его блжж.
Стефана и Ангелины,
правителей Сербских. Прп. Фомы.
ДЕКАБРЬ

24
Прп.
Даниила
Столпника. Прп. Никона Сухого, Печерского. Мчч. Акепсия
и Аифала. Прп. Луки
Столпника.
ДЕКАБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЧЕТВЕРГ
Свт. Амфилохия,
еп. Иконийского.
Свт. Григория, еп.
Акрагантийского.
Блгв.
вел.
кн.
Александра
Невского, в схиме
Алексия.

ДЕКАБРЬ

ПОНЕДЕЛЬНИК

Мч. Парамона и с
ним 370-ти мучеников. Мч. Филумена.
Прп. Акакия Синайского. Прп. Нектария
Печерского.

6

ПЯТНИЦА
Прп. Патапия. Прп.
Кирилла Челмогорского. Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы,
Тихика, Епафродита,
Кесаря и Онисифора.
Мчч. 62-х иереев и 300
мирян, в Африке от ариан пострадавших.

Зачатие
прав.
Анною Пресвятой
Богородицы. Пророчицы Анны, матери
прор. Самуила. Иконы Божией Матери,
именуемой «Нечаянная Радость».

Прп. Саввы Освященного. Св. Сергия исп., пресвитера. Мч. Анастасия.

ДЕКАБРЬ

21

17

ВТОРНИК

11

25

13

ДЕКАБРЬ

ЧЕТВЕРГ

СУББОТА

18

ДЕКАБРЬ

Мчч. Евстратия,
Авксентия, Евгения, Мардария и
Ореста. Мц. Лукии.
Прп. Мардария, затворника Печерского.

27

ДЕКАБРЬ

ДЕКАБРЬ

ПОНЕДЕЛЬНИК

10
ПОНЕДЕЛЬНИК

ДЕКАБРЬ

Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника.
Мчч.
Филимона,
Аполлония, Ариана и
Феотиха. Сщмч. Николая пресвитера.
ДЕКАБРЬ

28
ПЯТНИЦА
Сщмч. Елевферия, матери его мц.
Анфии и мч. Корива
епарха.
Собор
Крымских святых.
Свт. Стефана исп.,
архиеп. Сурожского.
ДЕКАБРЬ

29
СУББОТА
Прор. Аггея. Прп.
Софии Суздальской.
Мч. Марина. Блж.
царицы Феофании.
ДЕКАБРЬ

30
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 31-я по
Пятидесятнице.
святых Праотец.
Прор. Даниила и
трех отроков. Прп.
Даниила исп, в
схиме
Стефана.
Сщмчч. Петра и
Иоанна пресвитеров.
ДЕКАБРЬ

31
ПОНЕДЕЛЬНИК
Мчч. Севастиана, жены его Зои и
сынов Маркеллина
и Марка. Прославление прав. Симеона Верхотурского.

ВТОРНИК

ЧЕТВЕРГ
Апостола Андрея
Первозванного.
Сщмч. Иоанна пресвитера. Свт. Фрументия,
архиеп.
Эфиопского.

Свт. Спиридона,
еп. Тримифунтского,
чудотворца. Прп. Ферапонта Монзенского. Мч.
Разумника (Синезия).
Сщмч. Александра, еп.
Иерусалимского.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Постный день
Церковный праздник
Можно скоромное

ОКТЯБРЬ
Понедельник
3
Вторник
4
Среда
5
Четверг
6
Пятница
7
Суббота
1 8
Воскресенье 2 9

Без масла
Дни особого
поминовения
усопших

Можно рыбу
Можно постное
масло

Можно масло, яйца, рыбу

Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки.

10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30

31

ОСУДИ
СЕБЯ САМ
Однажды в ответ на спор учеников, «кто больше в Царствии Небесном», Господь Иисус Христос
сказал: «Истинно говорю вам,
если не обратитесь, и не будете
как дети, не войдете в Царство
Небесное». Конечно, Господь
имел в виду не младенческое неразумие, не младенческую неспособность к серьезному делу.
Ребенок, например, чуть что ­
сразу плачет, чувствуя свою беззащитность. Но он спокоен, когда
держится за родительскую руку.
Ребенок обо всем просит родителей и верит, что они все могут. Так
и Божий человек. Взрослым,
трезвым умом он осознает зыбкую
сущность мира, и с детской верой хватается за руку Небесного
Отца рукой непрестанной молитвы.
А для тех, кто еще не настолько повзрослел, чтобы совершить
такое обращение, Господь продолжает, указывая на то же дитя:
«И кто примет одно такое дитя во
имя Мое, тот Меня принимает». Но
и это требует немалой зрелости.
Потому что есть в детях своя внутренняя, не похожая на взрослую,
жизнь, своя непостижимая логика. Есть в детях особое упорство,
и часто ребенка ничем не заставишь делать то, чего он не хочет.
Взрослый негодует: «Как так? Из
меня произошел, всем мне обязан, во всем от меня зависит, и
вдруг имеет нечто, для меня недосягаемое?!» Так и Божьи дети:
бессребреники, странники, молитвенники чрезвычайно раздражают «взрослых», «серьезных»,
«деловых» людей. На них постоянно сыпятся упреки: «Лучше бы
сделал что-нибудь полезное».
Так, даже и «взрослую» Марфу
раздражала Мария, по-детски
севшая у ног Христа и забывшая
обо всем на свете. Но приходит
время, человек становится действительно взрослым во Христе и
вдруг понимает, что без этих Божьих детей жизнь пуста и бессмысленна. Так, со временем понимаешь, что не столько ты нужен
для воспитания твоего ребенка,
сколько он ­ для твоего воспитания.
Каждый да вместит то, что может вместить. Невозможно сразу
вдруг обратиться и умалиться. Но
возможно умалять себя в каждом
отдельном случае: не спешить защищать свою правоту; не спешить
занять первое место. Невозможно вдруг сразу принять дитя так,
как заповедал Христос. Но возможно хотя бы не спешить с упреками, с раздражением, а несколько мгновений помолчать, помолиться, подумать, как правильнее поступить. Потому что, по словам Апостола, «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы», а значит, и не лишились
бы Царствия Небесного. А уж кому
что понятнее: или обратиться и
стать как дети, или принять дитя
во имя Христово. И то, и другое
ведет к одному. Ибо «дары различны, но Дух один и тот же; и
служения различны, а Господь
Один и Тот же; и действия различны, а Бог Один и Тот же, производящий все во всех».

Протоиерей
Вячеслав РЕЗНИКОВ
CТЕНЫ ОТОБРАТЬ МОЖНО, А ВЕРУ -- НИКОГДА1 № 11 (301) 2018 год №11 (301) 2018 г. ВСЕМ, КТО ВЕРИТ И ЛЮБИТ Бог да благословит доброе «Начало»! С архипастырским благословением Ириней, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский ПОДДЕРЖИТЕ ГАЗЕТУ И ЖУРНАЛ ЛУЧШЕ ПОДПИСАТЬСЯ СРАЗУ НА ГОД. НАМНОГО ДЕШЕВЛЕ ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758, Журнал «БОГДАН» -- 01614, «НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089, БОЛЬШОЙ НАСТЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ -- 90256 ИЛЛЮЗИЯ ЛЮБВИ Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях. Читайте на стр. 7 Жизнь разнообразна, и невозможно исполнение заповедей свести к перечню каких-либо действий. Как сказал блаженный Агустин: «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить». Но надежда на Бога невозможна без преклонения перед Божией волей -- да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли. Сам Спаситель нам в этом пример: «Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» -- говорит Он апостолу Петру, готовому защитить Учителя от тех, кто пришел схватить Его и предать казни... СПАСАЙ НЕ ЦЕРКОВЬ, А СЕБЯ Читайте на стр. 10 Церковный раскол ­ одно из самых трагичных, уродливых и болезненных явлений в истории Церкви, которое стало следствием забвения, оскудения любви между братьями во Христе. Сопоставляя раскол с ересью, святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Св.Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол ­ большим, чем человекоубийство и идолопоклонство. Великий раскол 1054 года ­ великая схизма -- стала самой крупной в истории Церкви и не преодолена до сих пор, хотя с момента разрыва отношений межу Римской Церковью и четырьмя Патриархатами Востока прошло почти 1000 лет. Разногласия, послужившие причиной Великого раскола, накапливались несколько веков и имели культурный, политический, богословский и обрядовый характер. РИМСКИЕ ГРАБЛИ Читайте на стр. 8 К сожалению, православным Эстонии приходится жить в этих непростых условиях, когда еще памятны самые болезненные моменты церковного раскола и ощутимы его последствия. При этом, по официальным данным, в Эстонии на 1,3 млн. жителей приходится 150--170 тысяч прихожан Московского патриархата и лишь около 20 тысяч -- Константинопольского патриархата. ...И У НАШИХ БЫЛ ВЫБОР Читайте на стр. НУЖНО ПЕРЕЖИТЬ БЕДУ И ЖИТЬ В обычной психологии нет единого взгляда на природу человека. Это напоминает известную притчу о слепых и слоне. Попытка слепых, у которых была возможность дотронуться до слона и дать его описание, оказалась крайне неудачной. Понятно, что каждый из слепых описал ту часть этого животного, которая попала в его ограниченное поле восприятия. Эта притча очень хорошо иллюстрирует множество разнообразных теорий. Читайте на стр. 12 9 И как грустно бывает тем, кого предают забвению, лишая их не только радости видеть себя не забытыми, но и замедляя тем прощение их согрешений у Господа как во время панихиды, так, тем более, во время Литургии. Потому что с каждым разом, когда священник вынимает частицы за упокой души, души эти получают милость, приближаясь к Царствию Божию. Читайте на стр. 11 Е так страшен этот Томас. Когда нарушают каноны, заповеди Христовы, законы Украины, Конституцию, и не очень-то дружат с головой. Прошел месяц с тех пор, как Константинополь, якобы, снял анафему с Филарета и главного автокефала, дав старт созданию новой единой церкви. И что? Да ничего. Как и предполагалось, претенденты на должность «генерального директора» новой структуры ни о чем договориться не могут. А как они могут договориться, если Денисенко видит только себя во главе, а все остальные должны безропотно присоединиться к его Киевскому патриархату? Пока он жив, ничего не изменится. А если уйдет, в Киевском патриархате может ведь взойти и «новая заря», голосов же у филаретовцев однозначно больше. Патриарха Варфоломея все это устраивает. Никакого Томаса давать не нужно, раскольники уже под его началом. Зачем ему они, ставящие большой вопрос о каноничности самого всефанарского патриарха, для воцерковленного человека непонятно. С точки зрения православия непонятно. Даже если заокеанские кураторы поднажмут и заставят всех наших объединиться, а Константинополь на какую-то условную независимость того, что будет создано, всетаки раскошелится, ничего страшного не произойдет. Последние события только сплотили всех здравомыслящих. Ни одна церковь-сестра не признала и не признает новую незаконно созданную. И от нас, как предполагали некоторые политики, особо не бегут. Кое-кто, конечно, проявил себя и кое-кто еще проявит. Так это же хорошо: все нечистое всплывет, а церковь очистится. Массовых переходов не будет. На западе кто хотел уйти к раскольникам, уже ушел. На юге и востоке отбирать храмы, думаю, не смогут. В центре это возможно, но даже если в городе у нас останется один храм, почти все верующие соберутся именно в нем: отобранные будут стоять пустыми. А их отапливать надо, за электричество платить ... Жизнь подтверждает, что именно так и произойдет. На западной Украине вместо отобранных храмов в селах строят новые, а ушедшие прихожане возвращаются. И случаев таких все больше. Бог поругаем не бывает. Стены отобрать можно, а веру ­ никогда. Во Флорении священники вместе с сотней прихожан ушли от Варфоломея в Русскую Зарубежную Церковь, обосновав это неканоничностью действий по отношению к Украине. Через несколько дней появилась новость, что экзархат Константинопольського патриархата запретил их в служении. Но они уже ушли. С таким же успехом могли бы запретить буддистских монахов или начальника моего ЖЭКа. В последние дни откровений от Фанара хватало.Один из иерархов сообщил, что Варфоломей может и давать Томос, и забирать. И начал перечислять, кому давали, а между строчек читалось, что и забрать могут. Потом вспомнил, что УПЦ вообще не существует. Теперь все наши храмы якобы константинопольские, все священнослужители подчиняются Варфоломею. «А если они не согласны?» -- поинтересовался кто-то из журналистов. ­ «Это значит, что они плохо проинформированы. Не может быть на одной канонической территории параллельных церковных структур.» То есть, когда влезали на чужую территорию, это правило как бы не действовало. А сейчас о нем вспомнили. Хотя реалии таковы, что это Византийской империи не существует, и Константинополя, и юрисдикция по отношению к территориям, которым давали Томос, закончилась много столетий назад, и, согласно решениям Вселенских Соборов, возврат к ней невозможен. Остался один квартал, из которого пытаются руководить всем православием, наделяя себя какими-то несуществующими вселенскими правами. Кстати, дадут что-то нашим или нет, теперь решает только Варфоломей. И Собор он собирает, и кандидатов назначает, когда посчитает, что уже пора. Прозвучало также, что надо и Белоруссии Томос подарить. Там его вроде бы не просили, насильно что ли вручать будут? О России вспомнили. Ей тоже Томос давали -- неплохо бы разобраться. То есть, есть реальная возможность отсоединиться от всего православного мира. Новостей много, но годятся они разве что для истории болезни. Чтобы психиатру было легче диагноз ставить. Н Юрий КУЛИБАБА
2 Православный календарь № 11 (301) 2018 год НОЯБРЬ Понедельник 5 Вторник 6 Среда 7 Четверг 1 8 Пятница 2 9 Суббота 3 10 Воскресенье 4 11 12 13 14 15 16 17 18 ДЕКАБРЬ 19 20 21 22 23 24 25 ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ Декабрь 26 27 28 29 30 1 -- Собор святых Эстонской земли. 2 -- Свт. Филарета, митр. Московского. 4 -- ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. 6 -- Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия. 7 -- Вмц. Екатерины. 8 -- Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. 11 -- Сщмч. митр. Серафима. 13 -- Апостола Андрея Первозванного. 19 -- Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 25 -- Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. 28 -- Собор Крымских святых. ДЕКАБРЬ 1 7 СУББОТА ПЯТНИЦА Мч. Платона. Мчч. Романа диакона и отрока Варула. Собор святых Эстонской земли. Мчч. Зекхея, диакона Гадаринского, и Алфея, чтеца Кесарийского. Св. Николая исп., пресвитера. Вмч. Меркурия. Вмц. Екатерины. Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов. ДЕКАБРЬ ДЕКАБРЬ 14 20 ДЕКАБРЬ 26 СРЕДА ДЕКАБРЬ ПЯТНИЦА ЧЕТВЕРГ 2 Прор. Наума. Прав. Филарета Милостивого. Мч. Анании Персянина. Свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Прп. Нила Столобенского. Прп. Антония Сийского. Прп. Павла Послушливого. Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 27-я по Пятидесятнице. Прор. Авдия (из 12ти). Мч. Варлаама. Свт. Филарета, митр. Московского. Мч. Азы и с ним 150-ти воинов. Мч. Илиодора. Прп. Илариона чудотворца. Иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение». ДЕКАБРЬ 8 ДЕКАБРЬ СУББОТА Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского, и Петра, архиеп. Александрийского. Прп. Петра молчальника. Мч. Павла. Мч. Николая. 3 ПОНЕДЕЛЬНИК Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Мч. Дасия. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского. Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия. 15 СУББОТА Прор. Аввакума. Прп. Афанасия, затворника Печерского. Мц. Миропии. ДЕКАБРЬ 16 ВОСКРЕСЕНЬЕ ДЕКАБРЬ ДЕКАБРЬ 9 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 28-я по Пятидесятнице. Прп. Алипия столпника. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве. Прп. Иакова отшельника. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Прор. Софонии. Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского. Сщмч. Андрея пресвитера. Сщмч. Николая пресвит. ДЕКАБРЬ 4 ВТОРНИК ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. ДЕКАБРЬ 5 СРЕДА Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии. Мч. Прокопия чтеца. Блгв. Ярополка, во Св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского. Прав. Михаила воина, болгарина. ДЕКАБРЬ Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». В м ч . Иакова Персянина. Прп. Палладия. ВТОРНИК Прмч. и исп. Стефана Нового. Мч. Иринарха и святых семи жен. Сщмч. митр. Серафима. Мчч. Стефана, Василия, Григория, Иоанна и иных многих. 12 СРЕДА 22 Вмц. Варвары и мц. Иулиании. Прп. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанна, еп. Поливотского. ДЕКАБРЬ ДЕКАБРЬ 23 ДЕКАБРЬ 19 СРЕДА Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 30-я по Пятидесятнице. Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа. Свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Блж. Иоанна и родителей его блжж. Стефана и Ангелины, правителей Сербских. Прп. Фомы. ДЕКАБРЬ 24 Прп. Даниила Столпника. Прп. Никона Сухого, Печерского. Мчч. Акепсия и Аифала. Прп. Луки Столпника. ДЕКАБРЬ ДЕКАБРЬ ЧЕТВЕРГ Свт. Амфилохия, еп. Иконийского. Свт. Григория, еп. Акрагантийского. Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия. ДЕКАБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников. Мч. Филумена. Прп. Акакия Синайского. Прп. Нектария Печерского. 6 ПЯТНИЦА Прп. Патапия. Прп. Кирилла Челмогорского. Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора. Мчч. 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших. Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Пророчицы Анны, матери прор. Самуила. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». Прп. Саввы Освященного. Св. Сергия исп., пресвитера. Мч. Анастасия. ДЕКАБРЬ 21 17 ВТОРНИК 11 25 13 ДЕКАБРЬ ЧЕТВЕРГ СУББОТА 18 ДЕКАБРЬ Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Мц. Лукии. Прп. Мардария, затворника Печерского. 27 ДЕКАБРЬ ДЕКАБРЬ ПОНЕДЕЛЬНИК 10 ПОНЕДЕЛЬНИК ДЕКАБРЬ Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника. Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха. Сщмч. Николая пресвитера. ДЕКАБРЬ 28 ПЯТНИЦА Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха. Собор Крымских святых. Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского. ДЕКАБРЬ 29 СУББОТА Прор. Аггея. Прп. Софии Суздальской. Мч. Марина. Блж. царицы Феофании. ДЕКАБРЬ 30 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 31-я по Пятидесятнице. святых Праотец. Прор. Даниила и трех отроков. Прп. Даниила исп, в схиме Стефана. Сщмчч. Петра и Иоанна пресвитеров. ДЕКАБРЬ 31 ПОНЕДЕЛЬНИК Мчч. Севастиана, жены его Зои и сынов Маркеллина и Марка. Прославление прав. Симеона Верхотурского. ВТОРНИК ЧЕТВЕРГ Апостола Андрея Первозванного. Сщмч. Иоанна пресвитера. Свт. Фрументия, архиеп. Эфиопского. Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Прп. Ферапонта Монзенского. Мч. Разумника (Синезия). Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: Постный день Церковный праздник Можно скоромное ОКТЯБРЬ Понедельник 3 Вторник 4 Среда 5 Четверг 6 Пятница 7 Суббота 1 8 Воскресенье 2 9 Без масла Дни особого поминовения усопших Можно рыбу Можно постное масло Можно масло, яйца, рыбу Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ОСУДИ СЕБЯ САМ Однажды в ответ на спор учеников, «кто больше в Царствии Небесном», Господь Иисус Христос сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Конечно, Господь имел в виду не младенческое неразумие, не младенческую неспособность к серьезному делу. Ребенок, например, чуть что ­ сразу плачет, чувствуя свою беззащитность. Но он спокоен, когда держится за родительскую руку. Ребенок обо всем просит родителей и верит, что они все могут. Так и Божий человек. Взрослым, трезвым умом он осознает зыбкую сущность мира, и с детской верой хватается за руку Небесного Отца рукой непрестанной молитвы. А для тех, кто еще не настолько повзрослел, чтобы совершить такое обращение, Господь продолжает, указывая на то же дитя: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Но и это требует немалой зрелости. Потому что есть в детях своя внутренняя, не похожая на взрослую, жизнь, своя непостижимая логика. Есть в детях особое упорство, и часто ребенка ничем не заставишь делать то, чего он не хочет. Взрослый негодует: «Как так? Из меня произошел, всем мне обязан, во всем от меня зависит, и вдруг имеет нечто, для меня недосягаемое?!» Так и Божьи дети: бессребреники, странники, молитвенники чрезвычайно раздражают «взрослых», «серьезных», «деловых» людей. На них постоянно сыпятся упреки: «Лучше бы сделал что-нибудь полезное». Так, даже и «взрослую» Марфу раздражала Мария, по-детски севшая у ног Христа и забывшая обо всем на свете. Но приходит время, человек становится действительно взрослым во Христе и вдруг понимает, что без этих Божьих детей жизнь пуста и бессмысленна. Так, со временем понимаешь, что не столько ты нужен для воспитания твоего ребенка, сколько он ­ для твоего воспитания. Каждый да вместит то, что может вместить. Невозможно сразу вдруг обратиться и умалиться. Но возможно умалять себя в каждом отдельном случае: не спешить защищать свою правоту; не спешить занять первое место. Невозможно вдруг сразу принять дитя так, как заповедал Христос. Но возможно хотя бы не спешить с упреками, с раздражением, а несколько мгновений помолчать, помолиться, подумать, как правильнее поступить. Потому что, по словам Апостола, «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы», а значит, и не лишились бы Царствия Небесного. А уж кому что понятнее: или обратиться и стать как дети, или принять дитя во имя Христово. И то, и другое ведет к одному. Ибо «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь Один и Тот же; и действия различны, а Бог Один и Тот же, производящий все во всех». Протоиерей Вячеслав РЕЗНИКОВ