Вы сейчас читаете:
Газету №2-2011
ГРЕШАТ НЕ ИМЕНА, А ЛЮДИ
1
№ 2 (166) 2011 год

№2 (166) 2011 г.

Всем, кто верит и любит
«Бог да благословит доброе начало!»
С архипастырским благословением
Ириней, Митрополит Днепропетровский
и Павлоградский

 


Братья и сестры, папы
и мамы, бабушки и дедушки! Пора подписать
наших детишек на журнал
«Богдан». Не лишайте их
радости общения с любимым изданием, а если
сможете, подпишите детские дома, интернаты.
Надеемся также встретиться с вами на страницах газеты «Начало» и тематического журнала «Начало» (толстушка). В этом
году, как всегда, будет
много важных тем. Кстати, вы можете написать, о
чем вам интересно будет
почитать.

Подписаться можно
с любого месяца
в любом отделении связи

ПОДПИСНЫЕ
ИНДЕКСЫ:
Газета «НАЧАЛО» --
21758
Журнал «БОГДАН» --
01614
«НАЧАЛО»
(толстушка) -- 90089

Вышел новый журнал «Начало» (толстушка)
с Великим Каноном святого Андрея Критского
В самом начале Великого поста Святая
Церковь предлагает нам Великий покаянный
канон святого преподобного Андрея Критского. В понедельник, вторник, среду и четверг
первой седмицы он поется по частям, а на
утрене четверга пятой седмицы ­ прочитывается полностью, и это богослужение носит название «Мариино стояние» в память преподобной Марии Египетской. Канон называют
Великим не столько по необычно большому
числу тропарей (а их -- 250!), сколько по его
внутреннему достоинству и силе.
При всем своем духовном величии, Великий канон святого Андрея Критского содержит в себе немало трудностей для понимания, поэтому здесь он приведен с русским
переводом Николая Кедрова (1915 г.) и ссылками на стихи Священного Писания, образами которых навеяны тропари канона.

8-9

Читайте на стр.

Заказать журнал можно по телефонам: (0562)340-262, 340-263

Что делать, если маленькие дети плохо
ведут себя в храме? Это вполне естественно:
не каждый ребенок может спокойно выстоять
всю службу. Поэтому можно разрешить ему
чем-то заниматься, например, задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые. Или найти тихий уголочек, усадить и занять чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм
любимую игрушку малыша или карандаши,
тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо,
объяснить, что люди пришли в храм молиться, и нехорошо им мешать.
...Однажды к Серафиму
Саровскому
пришла
Читайте на
стр.
посетительница с маленьким ребенком, который не смог устоять на одном месте и начал
бегать в келье старца. Женщина стала стыдить свое чадо, но батюшка успокоил ее: «Не
трожь его, он с ангелом играет».

Надо приучать к порядку
Можно ли
делать коленопоклонения
в субботу и воскресный день? Насколько
я знаю, уставом не положено, а нарушение церковного устава считается
грехом. Но наш батюшка
перед Святыми Дарами
говорит так: «Сам Господь к тебе выходит, а ты
не хочешь преклонить
пред Ним колени!..»

р.Б. Тамара,
Днепропетровская обл.

утруждайте
плоть
Читайте на стр.

6

Каждый раз, когда мы подходим к святому
Причастию, то произносим свое имя. Оно дается нам при Крещении и становится невидимой духовной ниточкой, которая связывает
нас с Небесами.
По учению святых отцов, небесным покровителем может стать любой святой или святая, если человек любит его, чувствует особенную симпатию к его личности, к его образу жизни, старается подражать его житийному подвигу.
Очень важно читать жития святых. На этих
священных страницах можно познакомиться
с прекрасными людьми, которых в жизни не
встретим. Не просто познакомиться, но и подружиться, молитвенно обращаться к ним. Это
­ настоящие друзья, сильные, чистые, испытанные, которые не бросят и не предадут,
всегда помогут и выручат из любой беды. А
там ­ и на мытарствах помогут, и доброе слово у Престола замолвят о грехах наших.
День почитания наших святых
­ это день Ангела, или именины.
Но в православном календаре существуют несколько дней в году,
когда именины бывают всеобщими...

Читайте на стр.
Каждый день мы обращались
к преподобному Симеону, моля
его о даровании чуда. Я не сомневалась в силе молитвы святого, ибо Господь не раз давал
нам возможность убедиться в
силе заступничества и ходатайства святых о нас, грешных, но
боялась, что нет воли Божией на
то, чтобы наша семья имела детей. Мой муж, напротив, удивлялся моим страхам и верил настолько просто и крепко, что его
духовный настрой передавался и
мне. Мы с ним решили, что если
у нас родится ребенок, заказать
большую писаную икону святого
Симеона в наш храм и вставить
кусочек той самой лозы, которая
разрешила наше бесплодие.

ЛОЗА
ПЛОДОНОСЯЩАЯ
Читайте на стр.

7

11

Как много изменений привносит Афон. Как
много важных истин впитали наши души. Глядя друг на друга с немым удивлением, мы
осознавали, что к возвращению домой мы стали во многом совершенно другими...

ДУША И НОГИ
ПОСТИГАЮТ
ВЫСОТУ
Читайте на стр.

10

Проблемы с
ногой начались
через полтора
года после их
свадьбы.Руслан стал замечать, что устает от долгого
стояния у плиты или разделочного столика, чего раньше
не бывало. На
шахте он целую смену проводил на ногах. А
тут постоит немного -- и уже тянет присесть.
Стало ясно, что шишечка над левым коленом, на которую раньше не обращал внимания, как-то с этим связана. Его и успокоили:
опухоль не злокачественная. Цену на операцию назвали такую, что Руслан схватился за
голову: 5 тысяч долларов у них не было. В те
трудные годы это была немыслимо огромная
сумма. Но, поскольку он привык всегда сам
рассчитывать на себя, уволился из кафе и пошел работать реализатором на центральный
рынок: там были хоть какие-то шансы скопить
Читайте на стр.
на операцию...

На одной ноге

12-13

2

№ 2 (166) 2011 год

Православный календарь

МАРТ
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

7
1 8
2 9
3 10
4 11
5 12
6 13

14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

МАРТ

28
29
30
31

ЦЕРКОВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
МАРТ

МАРТ

1

8

ВТОРНИК
Мчч.
Памфила
пресвитера. Свт. Московского Макария.
Сщмч. Павла пресвитера. Прп. Маруфа,
еп. Месопотамского.
МАРТ

ВТОРНИК
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского.
Прп.
Поликарпа
Брянского.
Прп.
Александра монаха,
начальника обители
"Неусыпающих".

2

МАРТ

СРЕДА
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.
Сщмчч. Михаила,
Павла пресвитеров.
МАРТ

9
СРЕДА
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма
Печерского.

3

МАРТ

ЧЕТВЕРГ
Свт. Льва, папы
Римского. Прп. Космы Яхромского. Свт.
Агапита исп., еп. Синадского. Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского.
МАРТ

10
ЧЕТВЕРГ
Свт. Тарасия,
архиеп. Константинопольского. Сщмч.
Александра пресвитера, прмц. Мстиславы. Сщмч. Николая пресвитера.

4

МАРТ

ПЯТНИЦА
Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и
мц. равноап. Апфии.
Прп. Феодора Санаксарского. Мч. Димитрия. Прп. Равулы.
МАРТ

5

11
ПЯТНИЦА
Свт. Порфирия,
архиеп. Газского.
Прп. Севастиана
Пошехонского. Мч.
С е в а с т и а н а .
Сщмч. Петра пресвитера.

СУББОТА
Прп. Льва, еп.
Катанского. Прмчч.
Валаамских. Сщмч.
Николая пресвитера. Прмч. Корнилия
Псково-Печерского.
МАРТ

6

МАРТ

12
СУББОТА
Прп. Прокопия
Декаполита, исп.
Прп. Тита, пресвитера Печерского.
Прп. Тита Печерского, бывшего воина.

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Прп. Тимофея в Символех.
Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров;
сщмчч. Константина
пресвитера, Павла
диакона; мц. Ольги.
Свт. Георгия, еп.
Амастридского.
МАРТ

7
ПОНЕДЕЛЬНИК
Обретение мощей
мучеников, иже во
Евгении.
Сщмчч.
Иосифа и Владимира
пресвитеров, Иоанна
диакона и мч. Иоанна. Мцц. Елисаветы,
Ирины, Варвары;
мч. Андрея. Прпп.
Фалассия, Лимния и
Варадата, пустынников Сирийских. Прп.
Афанасия исп.

МАРТ

МАРТ

15

20

ВТОРНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Иконы Божией
Матери, именуемой "Державная".
Прп. Агафона Египетского. Сщмч.
Феодота, еп. Киринейского. Свт. Арсения, еп. Тверского. Мц. Евфалии.
Мч. Троадия. Мчч.
440 Италийских.

ПЯТНИЦА

Неделя 2-я Великого поста. Сщмчч., в
Херсонесе епископствовавших: Василия,
Ефрема, Капитона,
Евгения и иных. Сщмч.
Николая пресвитера;
прмч. Нила. Прп. Павла Препростого. Прп.
Емилиана Италийского. Икон Божией Матери "Споручница грешных", в Корце (Ровенск.), в Одрине
(Брянск.) и в Москве.
Свт. Павла исп., еп.
Прусиадского.

Прп.
Феофана
исп., Сигрианского.
Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового
Богослова.
Сщмч. Сергия пресвитера. Прав. Финееса.
Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы
Божией Матери.

МАРТ

16
СРЕДА
Мчч. Евтропия,
Клеоника и Василиска.Прмц. Марфы, мч.
Михаила. Прп. Пиамы
девы. Волоколамской
иконы Божией Матери.
МАРТ

17
ЧЕТВЕРГ
Прп. Герасима,
иже на Иордане.
Блгв. кн. Даниила
Московского. Мчч.
Павла и Иулиании.
Перенесение мощей
блгв. кн. Вячеслава
Чешского.
Прп.
Иакова постника.
Прп. Герасима Вологодского. Блгв. кн.
Василия (Василько)
Ростовского.
МАРТ

МАРТ

18

13

ПЯТНИЦА

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 1-я Великого поста. Торжество православия. Прп. Василия
исп. Сщмч. Арсения, митр. Ростовского. Блж. Николая, Христа ради
юродивого, Псковского. Сщмч. Протерия, патриарха
Александрийского.
Сщмч. Нестора, еп.
Магиддийского.
МАРТ

14
ПОНЕДЕЛЬНИК
Прмц. Евдокии.
Сщмчч. Василия,
Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила
пресвитеров. Мц.
Антонины.
Мчч.
Маркелла и Антония.

Постный день
Церковный праздник
Можно скоромное

2 -- Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.
9 -- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
15 -- Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп.
Тверского.
17 -- Блгв. кн. Даниила Московского.
18 -- Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и
Константина, Ярославских чудотворцев.
22 -- 40 мучеников, в Севастийском
озере мучившихся.
25 -- Свт. Григория Двоеслова,
папы Римского. Прп. Симеона
Нового Богослова.

Мч. Конона Исаврийского. Обретение мощей блгвв.
кнн. Феодора Смоленского и чад его
Давида и Константина, Ярославских
чудотворцев. Мч.
Евлампия. Прп. Исихия. Прп. Марка.
Иконы Божией Матери "Воспитание".
МАРТ

19
СУББОТА
Мчч. 42-х во Амморее. Прп. Аркадия
Кипрского. Прп. Иова,
в схиме Иисуса, Анзерского. Обретение
Честного Креста и
гвоздей св. царицею
Еленою во Иерусалиме. Икон Божией Матери: Ченстоховской,
Шестоковской и "Благодатное Небо". Поминовение усопших.

25

МАРТ

21
ПОНЕДЕЛЬНИК
Прп. Феофилакта
исп., еп. Никомидийского. Сщмч. Иоанна
пресвитера; мч. Владимира. Прпп. Лазаря и Афанасия Мурманских, Олонецких.
Ап. Ерма. Сщмч. Феодорита, пресвитера
Антиохийского. Иконы
Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной.

МАРТ

26
СУББОТА
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского. Мч. Савина.
Мч. Александра. Поминовение усопших.
МАРТ

27
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 2-я Великого поста, Крестопоклонная. Свт. Феогноста, митр. Киевского и Московского.
Феодоровской иконы
Божией Матери.
МАРТ

МАРТ

28

22

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

Мч. Агапия и с ним
семи мучеников: Пуплия, Ромила, двух
Александров и двух
Дионисиев. Сщмч.
Алексия пресвитера;
сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Александра, иерея в
Сиде. Мч. Никандра.

40 мучеников, в
Севастийском озере мучившихся. Св.
Кесария, брата свт.
Григория Богослова.
Прав. Тарасия. Мч.
Урпасиана. Албазинской иконы Божией
Матери, именуемой
"Слово плоть бысть".

МАРТ
МАРТ

29

23

ВТОРНИК
Мч. Савина. Мч.
Папы. Сщмч. Александра, папы Римского. Мч. Иулиана
Аназарвского. Сщмчч.
Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских. Свт. Серапиона,
архиеп. Новгородского. Ап. Аристовула,
еп. Вританийского.

СРЕДА
Мч. Кодрата и иже
с ним. Сщмч. Димитрия
пресвитера.
Прп.
Анастасии.
Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих.
МАРТ

МАРТ

24

30

ЧЕТВЕРГ
Свт. Софрония,
патр. Иерусалимского. Свт. Евфимия,
архиеп. Новгородского, чудотворца.
Прп. Софрония, затворника Печерского.

Условные обозначения:
Дни особого поминовения усопших
Без масла

МАРТ

СРЕДА
Прп. Алексия,
человека Божия.
Прп. Макария, игум.
Калязинского, чудотворца. Сщмч.
Александра пресвитера. Мч. Марина.
Можно рыбу

Можно постное масло
Можно масло, яйца, рыбу

Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки.

АПРЕЛЬ
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30

ВСЯ ЖИЗНЬ -- БОРЬБА
Аскетизм -- состояние духа человеческого, находящегося в противлении падшему естеству, живущему в нем, это несение скорби
в борьбе с падшим естеством.
Бог меряет и судит не по внешним подвигам, а по внутреннему напряжению брани.
Иной съест кусок хлеба с водой, и ему это
дается легко. Перед людьми (даже перед собой) он аскет, подвижник, а перед Богом --
никто. Другой одевается в мягкие одежды, ест
рыбу в пост. Но одеваясь хорошо, он все-таки
страдает, мерзнет; находясь в болезненном
состоянии, ест рыбу, но сил у него едва хватает, и тело поэтому находится в напряжении;
все он делает с большим трудом, со скорбью.
Перед людьми он вовсе не подвижник, но Господь ценит его внутреннее напряжение.
У Бога весы другие, и притом точные.
Аскетизм появился потому, что в нас живет падшее естество. Захочешь поступить по
заповеди, а тут вылезет -- в мыслях, в чувстве или в желании -- падшее естество. Тебе
же необходимо ему противиться -- вот и образуется аскетизм, без которого нет Церкви.
Истинность аскетизма определяется по
плодам духа, которые через него воспитываются: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если нет этих плодов духа, то нет
истинного аскетизма, нет законной борьбы со
страстями.
Поэтому в истории Церкви немало было
подвижников -- аскетов, которые незаконно
подвизались, попали в прелесть и погибли.
Но много было и таких, которые внешне не
были похожи на подвижников, но стали святыми, как, например, преп. Пимен Многоболезненный Киево-Печерский, старец Гавриил (Зырянов), преп. Амвросий, старец Оптинский. Старцу Амвросию Оптинскому его келейники постоянно поддерживали температуру воздуха в келии не выше и не ниже 18
градусов, несколько раз в день переодевали, 4 раза в день кормили. Перед людьми --
совсем не похож на аскета. А у Господа мученический и преподобнический венец заработал, потому что была большая степень внутреннего напряжения, понуждения себя, -- законного. Так и среди древних отцов подобное было.
Преп. Арсений Великий, находясь в болезненном состоянии, спал на мягкой постели
с мягкой подушкой. Один брат, увидя это,
соблазнился и выразил свое смущение опытному старцу. Старец вразумил брата, сказавши, что Арсений до прихода в монастырь спал
в царских покоях на царских постелях и поэтому теперешнее ложе для него -- подвиг. А
этот брат до прихода в монастырь спал почти
в таких же условиях, как и сейчас, и потому
это не доставляло ему скорби, напряжения.
А Бог судит по степени внутреннего напряжения -- скорби.
Да, у нас создалось такое впечатление,
что аскетизм -- это пост, продолжительное стояние на молитве, вериги и другие внешние
потрясающие условия жизни, поэтому и охватывает уныние, отчаяние и боязнь подвизаться. Но раньше так подвизались потому,
что были очень крепки здоровьем, и чтобы привести себя в скорбное состояние, требовалось все это.
Подвижники приводили себя в скорбное
состояние для того, чтобы обнаружить телесные и душевные страсти, вступить с ними в
борьбу, искоренить их и достичь духовного совершенства. Ибо через правильное перенесение скорбей по телу -- искоренялись телесные страсти; через правильное перенесение скорбей по душе -- искоренялись душевные страсти.
В наше же время внешняя сторона аскетизма определяется, в основном, болезнями и несением скорбностей от них. Но цель
аскетизма -- не уныние и отчаяние, ибо ведет и приводит он, в конечном итоге, к свету,
радости, удовлетворению совести. Приводит
к свету, ибо он просвещает ум, освещает чувства, открывает духовные очи, и человек начинает видеть и созерцать сущность всего.
Но нежелание людей нести скорбь при расставании со страстями наводит уныние и отталкивает от аскетизма.

Архимандрит Серафим МЕДВЕДЕВ
МАРТ -- 31 -- ЧЕТВЕРГ
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц.
Наталии. Мчч. Трофима и Евкарпия. Прп.
Анина монаха.
ГРЕШАТ НЕ ИМЕНА, А ЛЮДИ 1 № 2 (166) 2011 год №2 (166) 2011 г. Всем, кто верит и любит «Бог да благословит доброе начало!» С архипастырским благословением Ириней, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Братья и сестры, папы и мамы, бабушки и дедушки! Пора подписать наших детишек на журнал «Богдан». Не лишайте их радости общения с любимым изданием, а если сможете, подпишите детские дома, интернаты. Надеемся также встретиться с вами на страницах газеты «Начало» и тематического журнала «Начало» (толстушка). В этом году, как всегда, будет много важных тем. Кстати, вы можете написать, о чем вам интересно будет почитать. Подписаться можно с любого месяца в любом отделении связи ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758 Журнал «БОГДАН» -- 01614 «НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089 Вышел новый журнал «Начало» (толстушка) с Великим Каноном святого Андрея Критского В самом начале Великого поста Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского. В понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы он поется по частям, а на утрене четверга пятой седмицы ­ прочитывается полностью, и это богослужение носит название «Мариино стояние» в память преподобной Марии Египетской. Канон называют Великим не столько по необычно большому числу тропарей (а их -- 250!), сколько по его внутреннему достоинству и силе. При всем своем духовном величии, Великий канон святого Андрея Критского содержит в себе немало трудностей для понимания, поэтому здесь он приведен с русским переводом Николая Кедрова (1915 г.) и ссылками на стихи Священного Писания, образами которых навеяны тропари канона. 8-9 Читайте на стр. Заказать журнал можно по телефонам: (0562)340-262, 340-263 Что делать, если маленькие дети плохо ведут себя в храме? Это вполне естественно: не каждый ребенок может спокойно выстоять всю службу. Поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые. Или найти тихий уголочек, усадить и занять чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться, и нехорошо им мешать. ...Однажды к Серафиму Саровскому пришла Читайте на стр. посетительница с маленьким ребенком, который не смог устоять на одном месте и начал бегать в келье старца. Женщина стала стыдить свое чадо, но батюшка успокоил ее: «Не трожь его, он с ангелом играет». Надо приучать к порядку Можно ли делать коленопоклонения в субботу и воскресный день? Насколько я знаю, уставом не положено, а нарушение церковного устава считается грехом. Но наш батюшка перед Святыми Дарами говорит так: «Сам Господь к тебе выходит, а ты не хочешь преклонить пред Ним колени!..» р.Б. Тамара, Днепропетровская обл. утруждайте плоть Читайте на стр. 6 Каждый раз, когда мы подходим к святому Причастию, то произносим свое имя. Оно дается нам при Крещении и становится невидимой духовной ниточкой, которая связывает нас с Небесами. По учению святых отцов, небесным покровителем может стать любой святой или святая, если человек любит его, чувствует особенную симпатию к его личности, к его образу жизни, старается подражать его житийному подвигу. Очень важно читать жития святых. На этих священных страницах можно познакомиться с прекрасными людьми, которых в жизни не встретим. Не просто познакомиться, но и подружиться, молитвенно обращаться к ним. Это ­ настоящие друзья, сильные, чистые, испытанные, которые не бросят и не предадут, всегда помогут и выручат из любой беды. А там ­ и на мытарствах помогут, и доброе слово у Престола замолвят о грехах наших. День почитания наших святых ­ это день Ангела, или именины. Но в православном календаре существуют несколько дней в году, когда именины бывают всеобщими... Читайте на стр. Каждый день мы обращались к преподобному Симеону, моля его о даровании чуда. Я не сомневалась в силе молитвы святого, ибо Господь не раз давал нам возможность убедиться в силе заступничества и ходатайства святых о нас, грешных, но боялась, что нет воли Божией на то, чтобы наша семья имела детей. Мой муж, напротив, удивлялся моим страхам и верил настолько просто и крепко, что его духовный настрой передавался и мне. Мы с ним решили, что если у нас родится ребенок, заказать большую писаную икону святого Симеона в наш храм и вставить кусочек той самой лозы, которая разрешила наше бесплодие. ЛОЗА ПЛОДОНОСЯЩАЯ Читайте на стр. 7 11 Как много изменений привносит Афон. Как много важных истин впитали наши души. Глядя друг на друга с немым удивлением, мы осознавали, что к возвращению домой мы стали во многом совершенно другими... ДУША И НОГИ ПОСТИГАЮТ ВЫСОТУ Читайте на стр. 10 Проблемы с ногой начались через полтора года после их свадьбы.Руслан стал замечать, что устает от долгого стояния у плиты или разделочного столика, чего раньше не бывало. На шахте он целую смену проводил на ногах. А тут постоит немного -- и уже тянет присесть. Стало ясно, что шишечка над левым коленом, на которую раньше не обращал внимания, как-то с этим связана. Его и успокоили: опухоль не злокачественная. Цену на операцию назвали такую, что Руслан схватился за голову: 5 тысяч долларов у них не было. В те трудные годы это была немыслимо огромная сумма. Но, поскольку он привык всегда сам рассчитывать на себя, уволился из кафе и пошел работать реализатором на центральный рынок: там были хоть какие-то шансы скопить Читайте на стр. на операцию... На одной ноге 12-13
2 № 2 (166) 2011 год Православный календарь МАРТ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 МАРТ 28 29 30 31 ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ МАРТ МАРТ 1 8 ВТОРНИК Мчч. Памфила пресвитера. Свт. Московского Макария. Сщмч. Павла пресвитера. Прп. Маруфа, еп. Месопотамского. МАРТ ВТОРНИК Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Прп. Поликарпа Брянского. Прп. Александра монаха, начальника обители "Неусыпающих". 2 МАРТ СРЕДА Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Сщмчч. Михаила, Павла пресвитеров. МАРТ 9 СРЕДА Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского. 3 МАРТ ЧЕТВЕРГ Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского. Свт. Агапита исп., еп. Синадского. Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского. МАРТ 10 ЧЕТВЕРГ Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Мстиславы. Сщмч. Николая пресвитера. 4 МАРТ ПЯТНИЦА Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии. Прп. Феодора Санаксарского. Мч. Димитрия. Прп. Равулы. МАРТ 5 11 ПЯТНИЦА Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Прп. Севастиана Пошехонского. Мч. С е в а с т и а н а . Сщмч. Петра пресвитера. СУББОТА Прп. Льва, еп. Катанского. Прмчч. Валаамских. Сщмч. Николая пресвитера. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. МАРТ 6 МАРТ 12 СУББОТА Прп. Прокопия Декаполита, исп. Прп. Тита, пресвитера Печерского. Прп. Тита Печерского, бывшего воина. ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Прп. Тимофея в Символех. Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского. Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров; сщмчч. Константина пресвитера, Павла диакона; мц. Ольги. Свт. Георгия, еп. Амастридского. МАРТ 7 ПОНЕДЕЛЬНИК Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Сщмчч. Иосифа и Владимира пресвитеров, Иоанна диакона и мч. Иоанна. Мцц. Елисаветы, Ирины, Варвары; мч. Андрея. Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских. Прп. Афанасия исп. МАРТ МАРТ 15 20 ВТОРНИК ВОСКРЕСЕНЬЕ Иконы Божией Матери, именуемой "Державная". Прп. Агафона Египетского. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Свт. Арсения, еп. Тверского. Мц. Евфалии. Мч. Троадия. Мчч. 440 Италийских. ПЯТНИЦА Неделя 2-я Великого поста. Сщмчч., в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения и иных. Сщмч. Николая пресвитера; прмч. Нила. Прп. Павла Препростого. Прп. Емилиана Италийского. Икон Божией Матери "Споручница грешных", в Корце (Ровенск.), в Одрине (Брянск.) и в Москве. Свт. Павла исп., еп. Прусиадского. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Сщмч. Сергия пресвитера. Прав. Финееса. Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери. МАРТ 16 СРЕДА Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска.Прмц. Марфы, мч. Михаила. Прп. Пиамы девы. Волоколамской иконы Божией Матери. МАРТ 17 ЧЕТВЕРГ Прп. Герасима, иже на Иордане. Блгв. кн. Даниила Московского. Мчч. Павла и Иулиании. Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского. Прп. Иакова постника. Прп. Герасима Вологодского. Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского. МАРТ МАРТ 18 13 ПЯТНИЦА ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 1-я Великого поста. Торжество православия. Прп. Василия исп. Сщмч. Арсения, митр. Ростовского. Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского. Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского. Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского. МАРТ 14 ПОНЕДЕЛЬНИК Прмц. Евдокии. Сщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров. Мц. Антонины. Мчч. Маркелла и Антония. Постный день Церковный праздник Можно скоромное 2 -- Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. 9 -- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. 15 -- Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп. Тверского. 17 -- Блгв. кн. Даниила Московского. 18 -- Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. 22 -- 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. 25 -- Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Мч. Конона Исаврийского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Мч. Евлампия. Прп. Исихия. Прп. Марка. Иконы Божией Матери "Воспитание". МАРТ 19 СУББОТА Мчч. 42-х во Амморее. Прп. Аркадия Кипрского. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме. Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и "Благодатное Небо". Поминовение усопших. 25 МАРТ 21 ПОНЕДЕЛЬНИК Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского. Сщмч. Иоанна пресвитера; мч. Владимира. Прпп. Лазаря и Афанасия Мурманских, Олонецких. Ап. Ерма. Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского. Иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной. МАРТ 26 СУББОТА Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского. Мч. Савина. Мч. Александра. Поминовение усопших. МАРТ 27 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 2-я Великого поста, Крестопоклонная. Свт. Феогноста, митр. Киевского и Московского. Феодоровской иконы Божией Матери. МАРТ МАРТ 28 22 ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев. Сщмч. Алексия пресвитера; сщмч. Михаила пресвитера. Сщмч. Александра, иерея в Сиде. Мч. Никандра. 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова. Прав. Тарасия. Мч. Урпасиана. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть". МАРТ МАРТ 29 23 ВТОРНИК Мч. Савина. Мч. Папы. Сщмч. Александра, папы Римского. Мч. Иулиана Аназарвского. Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских. Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского. Ап. Аристовула, еп. Вританийского. СРЕДА Мч. Кодрата и иже с ним. Сщмч. Димитрия пресвитера. Прп. Анастасии. Мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих. МАРТ МАРТ 24 30 ЧЕТВЕРГ Свт. Софрония, патр. Иерусалимского. Свт. Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца. Прп. Софрония, затворника Печерского. Условные обозначения: Дни особого поминовения усопших Без масла МАРТ СРЕДА Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца. Сщмч. Александра пресвитера. Мч. Марина. Можно рыбу Можно постное масло Можно масло, яйца, рыбу Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки. АПРЕЛЬ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ВСЯ ЖИЗНЬ -- БОРЬБА Аскетизм -- состояние духа человеческого, находящегося в противлении падшему естеству, живущему в нем, это несение скорби в борьбе с падшим естеством. Бог меряет и судит не по внешним подвигам, а по внутреннему напряжению брани. Иной съест кусок хлеба с водой, и ему это дается легко. Перед людьми (даже перед собой) он аскет, подвижник, а перед Богом -- никто. Другой одевается в мягкие одежды, ест рыбу в пост. Но одеваясь хорошо, он все-таки страдает, мерзнет; находясь в болезненном состоянии, ест рыбу, но сил у него едва хватает, и тело поэтому находится в напряжении; все он делает с большим трудом, со скорбью. Перед людьми он вовсе не подвижник, но Господь ценит его внутреннее напряжение. У Бога весы другие, и притом точные. Аскетизм появился потому, что в нас живет падшее естество. Захочешь поступить по заповеди, а тут вылезет -- в мыслях, в чувстве или в желании -- падшее естество. Тебе же необходимо ему противиться -- вот и образуется аскетизм, без которого нет Церкви. Истинность аскетизма определяется по плодам духа, которые через него воспитываются: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если нет этих плодов духа, то нет истинного аскетизма, нет законной борьбы со страстями. Поэтому в истории Церкви немало было подвижников -- аскетов, которые незаконно подвизались, попали в прелесть и погибли. Но много было и таких, которые внешне не были похожи на подвижников, но стали святыми, как, например, преп. Пимен Многоболезненный Киево-Печерский, старец Гавриил (Зырянов), преп. Амвросий, старец Оптинский. Старцу Амвросию Оптинскому его келейники постоянно поддерживали температуру воздуха в келии не выше и не ниже 18 градусов, несколько раз в день переодевали, 4 раза в день кормили. Перед людьми -- совсем не похож на аскета. А у Господа мученический и преподобнический венец заработал, потому что была большая степень внутреннего напряжения, понуждения себя, -- законного. Так и среди древних отцов подобное было. Преп. Арсений Великий, находясь в болезненном состоянии, спал на мягкой постели с мягкой подушкой. Один брат, увидя это, соблазнился и выразил свое смущение опытному старцу. Старец вразумил брата, сказавши, что Арсений до прихода в монастырь спал в царских покоях на царских постелях и поэтому теперешнее ложе для него -- подвиг. А этот брат до прихода в монастырь спал почти в таких же условиях, как и сейчас, и потому это не доставляло ему скорби, напряжения. А Бог судит по степени внутреннего напряжения -- скорби. Да, у нас создалось такое впечатление, что аскетизм -- это пост, продолжительное стояние на молитве, вериги и другие внешние потрясающие условия жизни, поэтому и охватывает уныние, отчаяние и боязнь подвизаться. Но раньше так подвизались потому, что были очень крепки здоровьем, и чтобы привести себя в скорбное состояние, требовалось все это. Подвижники приводили себя в скорбное состояние для того, чтобы обнаружить телесные и душевные страсти, вступить с ними в борьбу, искоренить их и достичь духовного совершенства. Ибо через правильное перенесение скорбей по телу -- искоренялись телесные страсти; через правильное перенесение скорбей по душе -- искоренялись душевные страсти. В наше же время внешняя сторона аскетизма определяется, в основном, болезнями и несением скорбностей от них. Но цель аскетизма -- не уныние и отчаяние, ибо ведет и приводит он, в конечном итоге, к свету, радости, удовлетворению совести. Приводит к свету, ибо он просвещает ум, освещает чувства, открывает духовные очи, и человек начинает видеть и созерцать сущность всего. Но нежелание людей нести скорбь при расставании со страстями наводит уныние и отталкивает от аскетизма. Архимандрит Серафим МЕДВЕДЕВ МАРТ -- 31 -- ЧЕТВЕРГ Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии. Мчч. Трофима и Евкарпия. Прп. Анина монаха.