Вы сейчас читаете:
Газету №2-2015
ПУЛИ ВСЕ -- МНЕ В СЕРДЦЕ ПОПАДАЛИ 1
№ 2 (237) 2015 год

№2 (237) 2015 г.

ВСЕМ, КТО ВЕРИТ И ЛЮБИТ
Бог да благословит доброе «Начало»!
С архипастырским благословением
Ириней, Митрополит Днепропетровский
и Павлоградский

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД!
КТО
ПОДХВАТИТ
ВАШУ МЫСЛЬ
Без сомнения, бывают помыслы от Господа
через нашего Ангелахранителя, но бывают и
с "другой стороны". Нам
надо научиться отделять
зерна от плевел, благое
от искусительного... Для
этого надо упражняться и
в чтении Слова Божия,
поучениях святых отцов
и,
конечно,
личной молитве
и очищении сердца от страстей.
Читайте на стр.

12

ЦИФРА БЛАГОДАТИ
НЕ ДОБАВИТ
В Священном Писании встречается две категории чисел ­ исторические и символические.
Первая категория отражает факты прошлого, а
вторая несет богословскую нагрузку.
Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут
и не совпадать в
одном числе.
Читайте на стр.

6

ВЫИГРЫШНЫЙ
БИЛЕТ
«Ничего не смыслит в
деньгах, а потому скупа.
Если бы выиграла, дала
бы мне только сто рублей, а остальные -- под
замок». И он уже не с
улыбкою, а с ненавистью
глядел на жену. Она тоже
взглянула на него и тоже
с ненавистью и со злобой. У нее были свои радужные мечты, свои планы, свои соображения;
она отлично понимала, о чем
мечтает ее муж.
Читайте на стр.

13

Вышел новый номер «Начало» (толстушка)
«Для маленьких, больших и стареньких»
Читайте в номере:
АДАМ УМЕР НЕ СРАЗУ
Зачем Бог стал человеком
 ДВЕРЬ ОТКРЫТА
Почему Господь спас не
всех
ХОТЕТЬ БЫВАЕТ ВРЕДНО
Бедность -- не порок
 У КАЖДОГО ЕСТЬ ЛАЗАРЬ У ПОРОГА
Где первое мгновенье,
где последнее?
ОТ ПОДВИГА ТАК ПРОСТО ОТКАЗАТЬСЯ
Пресвятая Богородица, моли Бога о
нас
КАЖДЫЙ НЕМНОЖЕЧКО КАИН
Как простить согрешившего ближнего

БРЕВНА ЛЖИ В ГЛАЗНИЦАХ
НАШИХ
Лучше полюбить, чем осудить
МЫ НЕ СЛУШАЕМ, А КУШАЕМ
Не те богатства собираем
 КАМЕРТОН УШЕДШИХ К
БОГУ
Зачем мы молимся чужими
словами
О ТОМ ЛИ МЫ ПРОСИМ?
Молитва хананеянки
ОН ОЧЕНЬ ЛЮБЯЩИЙ ОТЕЦ
Господь прощает даже тех,
кого бы люди не простили
ПОД СОЛНЦЕМ ПРИЗРАЧНОЕ СЧАСТЬЕ
Бесценные стихи Екклесиаста
СВОБОДА РАБСТВА БОЖЬЕГО
От гордости бывает фарисейство

Многие заметили, что в последние
годы время бежит быстрее: недавно готовились к Рождественскому посту, еще
вчера, казалось бы, праздновали Николая Угодника, а уже и святки прошли, и
подготовка к Великому посту началась.
Все относительно, и время тоже. Для
заключенных, для солдат оно тянется
значительно медленнее, а под бомбежками и вовсе почти останавливается.
Два часа этого ада длятся вечно. А если
из всех стволов долбят сутками, неделями, месяцами...
Война прочно вошла в нашу жизнь,
сводки с фронтов стали будничными. В
худшем случае мы радуемся успехам одних и неудачам других. В лучшем ­ равнодушно не реагируем на них. Хотя неизвестно, что еще хуже: болеть войной
или отморозиться от чужого горя.
Страна живет в двух реальностях: с
одной стороны ­ голод, холод и смерть;
а с другой ­ беззаботная гульба в ресторанах, отпуск в Эмиратах и суета вокруг
прыгающего доллара. А чаще всего чтото среднее, но нет главного.
У Эдуардаса Межелайтиса есть такие
строки:
Где бы в человека не стреляли,
Пули все ­ мне в серце попадали.
Если бы мы все думали и чувствовали так же, война давно бы закончилась
и для всех время текло одинаково

Юрий КУЛИБАБА

...И ВЫХОДИТЬ БУДЕМ!
Дорогие братья и сестры! Всем
издателям сейчас тяжело, тем более
нам ­ издания-то не коммерческие,
а миссионерские. Поэтому экономические бури бьют по нам еще сильнее. Подорожали бумага, печать, доставка: увы, мы напрямую зависим
от валютного курса, себестоимость
подпрыгнула в два раза. Но на оба
индекса «Начало» мы цены еще не
поднимали: понимаем, что вам тоже
тяжело. Но поднимать придется.
Самая печальная картина с детским журналом. «Богдан» всегда был
изначально убыточным, а сейчас эти
убытки просто зашкаливают. Нужно
поднимать цены хотя бы до шести гривен. Но при этом есть опасность
уменьшения тиража, а он и так упал
после событий в Крыму и на Донбассе. Меньше тираж ­ новое повышение себестоимости одного экземпляра.
И все-таки мы выходим и выходить будем. Но просим всех читателей помочь нам: без вас мы не сможем удержать тираж и ослабить экономические удары.

Кто не успел сходить на почту ­
вспомните о нас, подпишитесь. Посоветуйте наши издания друзьям,
знакомым. Особенно просим помочь
с «Богданом». Понимаем, что многие дети ничем, кроме интернета
сейчас не интересуются. Но там они
о вере нашей вряд ли читать будут.
Подпишите приходы, своих деток, а
если можете ­ тех, кто нуждается в
нашей помощи ­ детдома, малоимущие...
Сейчас многие редакции закрываются. «Богдан» остался последним (во всяком случае подписным)
православным детским изданием в
Украине. Неужели мы дадим ему
умереть? Обращаемся к архиереям,
батюшкам, старостам, неравнодушным прихожанам. Давайте бороться за наших детей вместе.

Редколлегия.

ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Газета «НАЧАЛО» -- 21758, Журнал
«БОГДАН» -- 01614,
«НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089

Ни одна религия мира не знает страдающего Бога.
Они говорят о милости Божьей, о том, что Господь добр,
что Бог существо блаженное и Он не может страдать
по определению, потому что страдания ­ это всегда
знак некоей ущербности, некоего несовершенства, а
Бог это совершенный Абсолют.

ЛЮБИТЕ БЛИЖНИХ, НО НЕ СЛИШКОМ
Читайте на стр.

11

ПЛОДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ
ОШИБОК
Воспитание -- очень трудная задача,
которая требует мудрости, творческой
самоотдачи и любви. А любовь проявляется в заботе и охране детей от разрушающих влияний современного мира.
Жизнь развивается, и нельзя требовать
от детей, чтобы им нравилось только то,
что нравится их родителям. Но
если увлечение ребенка превращается в зависимость, то
надо немедленно оградить его
от страсти.
Читайте на стр.

7

ПРАВОСЛАВИЕ ЗОВЕТСЯ
«НИКОЛАЙ»
Многим кажется, что Церковь -- это те
уверовавшие во Христа, которые собираются во имя Его в православных храмах.
Но это не совсем так. Христианин -- это
человек, которому Господь поручил заботу
обо всех людях, о тех погибших овцах,
потерянных, растерянных, которых там
нет -- и к ним должна простираться наша
любовь, наша проповедь и забота.
Сегодня Православная церковь Японии
насчитывает около 30 тысяч прихожан. А
в 1861 году, когда иеромонах Николай Касаткин впервые приехал в Японию, за
принятие христианства
здесь полагалась смертная казнь.
Читайте на стр.

8-9

2

Православный календарь

№ 2 (237) 2015 год

ФЕВРАЛЬ 
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье 1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

ЦЕРКОВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

23
24
25
26
27
28

Февраль

22

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Седмица сырная
(масленица)--сплошная. Попразднство
Сретения Господня.
Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского. Прор. Азарии.
Мчч. Папия, Диодора,
Клавдиана. Мчч. Адриана и Еввула.

Неделя сыропустная. Воспоминание
Адамова изгнания.
Прощеное воскресенье. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского
и всея Руси. Прп.
Панкратия Печерского.

ФЕВРАЛЬ

17
ВТОРНИК
Прп. Исидора Пелусиотского. Блгв. вел.
кн. Георгия (Юрия)
Всеволодовича Владимирского. Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского.
Прп. Николая исп., игумена Студийского. Мч.
Иадора.

16 -- Седмица сырная (масленица)--сплошная. Равноап. Николая, архиеп. Японского.
19 -- Отдание праздника Сретения Господня.
22 -- Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и
всея Руси. Прощеное воскресенье.
23 -- Седмица 1-я Великого поста.
25 -- Иверской иконы Божией Матери. Свт. Московского Алексия, всея России чудотворца.

ФЕВРАЛЬ

ФЕВРАЛЬ

16

16
17
18
19
20
21
22

МАРТ
2 -- Седмица 2-я Великого поста.
7 -- Поминовение усопших.
9 -- Седмица 3-я Великого поста. Первое и второе обретение
главы Иоанна Предтечи.
15 -- Иконы Божией Матери, именуемой "Державная".
16 -- Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная.

ФЕВРАЛЬ

2

Седмица 1-я Великого поста. Сщмч.
Харалампия и мчч.
Порфирия, Ваптоса и
трех мучениц. Прп.
Прохора Печерского.
Иконы Божией Матери
"Огневидная".
Сщмчч. Петра и Валериана пресвитеров.

ПОНЕДЕЛЬНИК

18
Свт. Феодосия,
архиеп. Черниговского. Мц. Александры, мч. Михаила. Елецкой-Черниговской, Сицилийской, или Дивногорской, и "Взыскание
погибших" икон Божией Матери.
ФЕВРАЛЬ

19
ЧЕТВЕРГ
Отдание праздника Сретения Господня. Прп. Вукола, еп. Смирнского.
Прпп. Варсонофия
Великого и Иоанна
Пророка. Свт. Фотия, патр. Константинопольского. Мцц.
Дорофеи, Христины,
Каллисты и мч. Феофила. Мцц. Марфы, Марии и брата
их прмч. Ликариона
отрока.
ФЕВРАЛЬ

20
ПЯТНИЦА
Прп. Парфения,
еп. Лампсакийского.
Прп. Луки Елладского. Мчч. 1003-х Никомидийских. сщмч.
Александра пресвитера, сщмч. Алексия
пресвитера.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Седмица 2-я Великого поста. Сщмч.
Ермогена, патриарха Московского и
всея России, чудотворца. Прп. Феодора молчаливого, Печерского.

Неделя 2-я Великого поста.Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретерие
мощей блж. Матроны Московской.
МАРТ

9

МАРТ

3

ВТОРНИК
Сщмч. Власия,
еп. Севастийского.
Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон.
ФЕВРАЛЬ

ВТОРНИК
Свт.
Агапита
исп., еп. Синадского. Свт. Льва, папы
Римского.
Прп.
Космы Яхромского.
Прп. Владимира Терентьева исп.

25
СРЕДА

МАРТ

Иверской иконы
Божией Матери. Свт.
Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Московского Алексия,
всея России чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского.

4
СРЕДА
Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и
мц. равноап. Апфии. Прп. Феодора
Санаксарского.

Седмица 3-я Великого поста. Первое и второе обретение главы Иоанна
Предтечи.
Прп.
Еразма Печерского.
МАРТ

21
СУББОТА
Всех преподобных отцов, в подвиге проосиявших.
Вмч. Феодора Стратилата. Прор. Захарии Серповидца из
12-ти. Сщмчч. Симеона,
Андрея,
Сергия и Петра пресвитеров.

СУББОТА
Прмц. Евдокии.
Сщмчч. Василия,
Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила
пресвитеров. Мц.
Антонины.
Мчч.
Маркелла и Антония.
Прп. Домнины Сирийской.

10
Свт. Тарасия,
архиеп. Константинопольского. Сщмч.
Александра пресвитера, прмц. Мстиславы.
МАРТ

11
СРЕДА

ФЕВРАЛЬ
МАРТ

26

5

ЧЕТВЕРГ
Прп. Мартиниана.
Прпп. Зои и Фотинии
(Светланы). Прп.
Стефана, в иночестве
Симеона, царя Сербского, Мироточивого.
ФЕВРАЛЬ

ЧЕТВЕРГ
Прп. Льва, еп.
Катанского. Прмчч.
Валаамских. Блгв.
кн. Ярослава Мудрого. Прп. Агафона
Печерского.

27

МАРТ

ПЯТНИЦА
Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия,
затворника Печерского. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры.
ФЕВРАЛЬ

28

6
ПЯТНИЦА
Сщмчч.
Александра, Даниила и
Григория пресвитеров; сщмчч. Константина пресвитера, Павла диакона;
мц. Ольги. Козельщанской иконы Божией Матери.

Ап. от 70-ти Онисима. Прп. Пафнутия, затвор. Печерского. Виленской и Далматской
икон Божией Матери.

Свт. Порфирия,
архиеп. Газского.
Сщмч. Петра пресвитера. Сщмч. Сергия пресвитера.

МАРТ

1
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 1-я Великого поста. Торжество
Православия. Мчч.
Памфила пресвитера.

7
СУББОТА
Поминовение
усопших. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении.
Прпп. Фалассия,
Лимния и Варадата,
пустынников Сирийских. Прп. Афанасия
исп.

15
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Иконы
Божией Матери,
именуемой "Державная".
МАРТ

16
ПОНЕДЕЛЬНИК
Седмица
4-я
Великого поста,
Крестопоклонная.
Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска.
Прмц. Марфы, мч.
Михаила. Прп. Пиамы девы. Волоколамской иконы Божией Матери.
МАРТ

17
ВТОРНИК

МАРТ

12
ЧЕТВЕРГ
Прп. Прокопия
Декаполита, исп.
Сщмч. Петра пресвитера, мч. Михаила. Прп. Тита, пресвитера Печерского.
Прп. Тита Печерского, бывшего воина.
Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских.
МАРТ

Прп. Герасима,
иже на Иордане.
Блгв. кн. Даниила
Московского.
Сщмч. Александра
пресвитера.
МАРТ

18
СРЕДА
Мч. Евлампия.
Прп. Исихия. Прп.
Марка. Иконы Божией Матери "Воспитание".

13
МАРТ

ПЯТНИЦА
МАРТ

МАРТ

ВТОРНИК

СУББОТА
ФЕВРАЛЬ

14

ПОНЕДЕЛЬНИК

ФЕВРАЛЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

8

ПОНЕДЕЛЬНИК

24
СРЕДА

МАРТ

МАРТ

23

Прп. Василия исповедника. Сщмч.
Протерия, патриарха
Александрийского.
Прпп. жен Марины и
Киры. Прп. Кассиана Римлянина. Прп.
Иоанна (Варсонофия), еп. Дамасского. Девпетерувской
иконы Божией Матери.

19
ЧЕТВЕРГ
Мчч. 42-х во Амморее. Обретение
Честного Креста и
гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме. Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и "Благодатное
Небо".

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Постный день
Церковный праздник
Можно скоромное

Без масла
Дни особого
поминовения
усопших

Можно рыбу
Можно постное
масло

Можно масло, яйца, рыбу

Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки.

 МАРТ 
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье 1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

23 30
24 31
25
26
27
28
29

НЕ НАЗЫВАЙТЕ БОГА
СПРАВЕДЛИВЫМ
Все мы знаем, что грех очень быстро буквально задушил древнюю
цивилизацию, привел ее к катастрофе. Потоп был направлен против
людей, а, точнее, против греха, носителями которого являлись древние люди. А что для нас с религиозной точки зрения означает история
со всемирным потопом? Какое назидание мы можем вынести из нее,
чему она учит? А учит она тому, что
Бог наказывает грех. Наказывает его
не только в жизни вечной, но уже и
здесь, на земле, человек может расплачиваться за содеянное.
Для нас эта истина не всегда очевидна, потому что очень часто мы
наблюдаем обратное ­ мы видим, как
попирается правда, как торжествует зло и вроде бы ничего не происходит. Нет наказания грешнику и нет
награды праведнику. Такое ощущение, что Бог вообще не видит, что
здесь творится. Да нет, и видит, и
знает. И обязательно воздаст каждому ­ но только вот что надо нам
помнить, когда мы обращаем свой
гнев на кого-то и требуем у Неба
справедливости и наказания для
грешника: ведь это совсем не означает, что сами-то мы будем оправданы. Ведь Бог видит не только грехи тех, чьи видим и мы, но Он видит
и наши грехи. А если мы требуем
справедливости, то надо ее требовать ко всем в равной степени, а,
значит, и к самим себе.
А вот теперь давайте подумаем,
что было бы с нами, если бы Господь поступал с нами так, как мы
требуем, чтобы Он поступал с другими? Не по любви, а по справедливости? И за каждый наш грех Он бы
нас наказывал? Что было бы тогда с
нами? Да не было бы нас уже давно! И ведь это при том, что мы, христиане, знаем Истину, которой многие люди не знают. Мы входим в общение с Богом через молитву, соединяемся с Ним в таинстве Святой
Евхаристии, а значит, получаем от
Него благодатную помощь и поддержку, которой большинство людей не
имеют. И несмотря на все эти преимущества перед другими, мы же
часто ничем не отличаемся от них,
хотя дар веры и дар жизни в Церкви
несоизмеримо повышает меру нашей ответственности по сравнению
с теми, кого Господь не призвал и
кому не открыл Себя так, как Он открывает Себя нам.
И вот давайте спросим себя, когда мы с вами совершаем грех, к тому
же не по неведению, как может ктото, кого мы осуждаем, а осознанно
совершаем: когда мы так поступаем, то как мы хотим, чтобы с нами
поступил Бог в ответ на наш грех? По
справедливости или по любви? Если
по справедливости, то грех должен
быть наказан, но мы-то просим у Бога
прощения и надеемся на Его милосердие и человеколюбие. И, значит,
для себя мы просим любви и снисхождения, а к другим требуем справедливости и беспристрастности?
Когда человек лишается способности к покаянию, осознанию своего греха и хотя бы стремлению изменить свою жизнь, то Божественное снисхождение становится уже не
милостью ко грешнику, а попустительством ко злу. И тогда Господь
выносит Свой справедливый суд,
вторгается в естественный ход человеческой истории и пресекает зло,
иногда просто уничтожает самого
человека, как носителя зла, видя,
что все остальные средства более
неэффективны.

Протоиерей Александр ГЛЕБОВ
ПУЛИ ВСЕ -- МНЕ В СЕРДЦЕ ПОПАДАЛИ 1 № 2 (237) 2015 год №2 (237) 2015 г. ВСЕМ, КТО ВЕРИТ И ЛЮБИТ Бог да благословит доброе «Начало»! С архипастырским благословением Ириней, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД! КТО ПОДХВАТИТ ВАШУ МЫСЛЬ Без сомнения, бывают помыслы от Господа через нашего Ангелахранителя, но бывают и с "другой стороны". Нам надо научиться отделять зерна от плевел, благое от искусительного... Для этого надо упражняться и в чтении Слова Божия, поучениях святых отцов и, конечно, личной молитве и очищении сердца от страстей. Читайте на стр. 12 ЦИФРА БЛАГОДАТИ НЕ ДОБАВИТ В Священном Писании встречается две категории чисел ­ исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословскую нагрузку. Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Читайте на стр. 6 ВЫИГРЫШНЫЙ БИЛЕТ «Ничего не смыслит в деньгах, а потому скупа. Если бы выиграла, дала бы мне только сто рублей, а остальные -- под замок». И он уже не с улыбкою, а с ненавистью глядел на жену. Она тоже взглянула на него и тоже с ненавистью и со злобой. У нее были свои радужные мечты, свои планы, свои соображения; она отлично понимала, о чем мечтает ее муж. Читайте на стр. 13 Вышел новый номер «Начало» (толстушка) «Для маленьких, больших и стареньких» Читайте в номере: АДАМ УМЕР НЕ СРАЗУ Зачем Бог стал человеком ДВЕРЬ ОТКРЫТА Почему Господь спас не всех ХОТЕТЬ БЫВАЕТ ВРЕДНО Бедность -- не порок У КАЖДОГО ЕСТЬ ЛАЗАРЬ У ПОРОГА Где первое мгновенье, где последнее? ОТ ПОДВИГА ТАК ПРОСТО ОТКАЗАТЬСЯ Пресвятая Богородица, моли Бога о нас КАЖДЫЙ НЕМНОЖЕЧКО КАИН Как простить согрешившего ближнего БРЕВНА ЛЖИ В ГЛАЗНИЦАХ НАШИХ Лучше полюбить, чем осудить МЫ НЕ СЛУШАЕМ, А КУШАЕМ Не те богатства собираем КАМЕРТОН УШЕДШИХ К БОГУ Зачем мы молимся чужими словами О ТОМ ЛИ МЫ ПРОСИМ? Молитва хананеянки ОН ОЧЕНЬ ЛЮБЯЩИЙ ОТЕЦ Господь прощает даже тех, кого бы люди не простили ПОД СОЛНЦЕМ ПРИЗРАЧНОЕ СЧАСТЬЕ Бесценные стихи Екклесиаста СВОБОДА РАБСТВА БОЖЬЕГО От гордости бывает фарисейство Многие заметили, что в последние годы время бежит быстрее: недавно готовились к Рождественскому посту, еще вчера, казалось бы, праздновали Николая Угодника, а уже и святки прошли, и подготовка к Великому посту началась. Все относительно, и время тоже. Для заключенных, для солдат оно тянется значительно медленнее, а под бомбежками и вовсе почти останавливается. Два часа этого ада длятся вечно. А если из всех стволов долбят сутками, неделями, месяцами... Война прочно вошла в нашу жизнь, сводки с фронтов стали будничными. В худшем случае мы радуемся успехам одних и неудачам других. В лучшем ­ равнодушно не реагируем на них. Хотя неизвестно, что еще хуже: болеть войной или отморозиться от чужого горя. Страна живет в двух реальностях: с одной стороны ­ голод, холод и смерть; а с другой ­ беззаботная гульба в ресторанах, отпуск в Эмиратах и суета вокруг прыгающего доллара. А чаще всего чтото среднее, но нет главного. У Эдуардаса Межелайтиса есть такие строки: Где бы в человека не стреляли, Пули все ­ мне в серце попадали. Если бы мы все думали и чувствовали так же, война давно бы закончилась и для всех время текло одинаково Юрий КУЛИБАБА ...И ВЫХОДИТЬ БУДЕМ! Дорогие братья и сестры! Всем издателям сейчас тяжело, тем более нам ­ издания-то не коммерческие, а миссионерские. Поэтому экономические бури бьют по нам еще сильнее. Подорожали бумага, печать, доставка: увы, мы напрямую зависим от валютного курса, себестоимость подпрыгнула в два раза. Но на оба индекса «Начало» мы цены еще не поднимали: понимаем, что вам тоже тяжело. Но поднимать придется. Самая печальная картина с детским журналом. «Богдан» всегда был изначально убыточным, а сейчас эти убытки просто зашкаливают. Нужно поднимать цены хотя бы до шести гривен. Но при этом есть опасность уменьшения тиража, а он и так упал после событий в Крыму и на Донбассе. Меньше тираж ­ новое повышение себестоимости одного экземпляра. И все-таки мы выходим и выходить будем. Но просим всех читателей помочь нам: без вас мы не сможем удержать тираж и ослабить экономические удары. Кто не успел сходить на почту ­ вспомните о нас, подпишитесь. Посоветуйте наши издания друзьям, знакомым. Особенно просим помочь с «Богданом». Понимаем, что многие дети ничем, кроме интернета сейчас не интересуются. Но там они о вере нашей вряд ли читать будут. Подпишите приходы, своих деток, а если можете ­ тех, кто нуждается в нашей помощи ­ детдома, малоимущие... Сейчас многие редакции закрываются. «Богдан» остался последним (во всяком случае подписным) православным детским изданием в Украине. Неужели мы дадим ему умереть? Обращаемся к архиереям, батюшкам, старостам, неравнодушным прихожанам. Давайте бороться за наших детей вместе. Редколлегия. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758, Журнал «БОГДАН» -- 01614, «НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089 Ни одна религия мира не знает страдающего Бога. Они говорят о милости Божьей, о том, что Господь добр, что Бог существо блаженное и Он не может страдать по определению, потому что страдания ­ это всегда знак некоей ущербности, некоего несовершенства, а Бог это совершенный Абсолют. ЛЮБИТЕ БЛИЖНИХ, НО НЕ СЛИШКОМ Читайте на стр. 11 ПЛОДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ ОШИБОК Воспитание -- очень трудная задача, которая требует мудрости, творческой самоотдачи и любви. А любовь проявляется в заботе и охране детей от разрушающих влияний современного мира. Жизнь развивается, и нельзя требовать от детей, чтобы им нравилось только то, что нравится их родителям. Но если увлечение ребенка превращается в зависимость, то надо немедленно оградить его от страсти. Читайте на стр. 7 ПРАВОСЛАВИЕ ЗОВЕТСЯ «НИКОЛАЙ» Многим кажется, что Церковь -- это те уверовавшие во Христа, которые собираются во имя Его в православных храмах. Но это не совсем так. Христианин -- это человек, которому Господь поручил заботу обо всех людях, о тех погибших овцах, потерянных, растерянных, которых там нет -- и к ним должна простираться наша любовь, наша проповедь и забота. Сегодня Православная церковь Японии насчитывает около 30 тысяч прихожан. А в 1861 году, когда иеромонах Николай Касаткин впервые приехал в Японию, за принятие христианства здесь полагалась смертная казнь. Читайте на стр. 8-9
2 Православный календарь № 2 (237) 2015 год ФЕВРАЛЬ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 23 24 25 26 27 28 Февраль 22 ПОНЕДЕЛЬНИК ВОСКРЕСЕНЬЕ Седмица сырная (масленица)--сплошная. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского. Прор. Азарии. Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана. Мчч. Адриана и Еввула. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Прп. Панкратия Печерского. ФЕВРАЛЬ 17 ВТОРНИК Прп. Исидора Пелусиотского. Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Сщмч. Авраамия, еп. Арвильского. Прп. Николая исп., игумена Студийского. Мч. Иадора. 16 -- Седмица сырная (масленица)--сплошная. Равноап. Николая, архиеп. Японского. 19 -- Отдание праздника Сретения Господня. 22 -- Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Прощеное воскресенье. 23 -- Седмица 1-я Великого поста. 25 -- Иверской иконы Божией Матери. Свт. Московского Алексия, всея России чудотворца. ФЕВРАЛЬ ФЕВРАЛЬ 16 16 17 18 19 20 21 22 МАРТ 2 -- Седмица 2-я Великого поста. 7 -- Поминовение усопших. 9 -- Седмица 3-я Великого поста. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. 15 -- Иконы Божией Матери, именуемой "Державная". 16 -- Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. ФЕВРАЛЬ 2 Седмица 1-я Великого поста. Сщмч. Харалампия и мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц. Прп. Прохора Печерского. Иконы Божией Матери "Огневидная". Сщмчч. Петра и Валериана пресвитеров. ПОНЕДЕЛЬНИК 18 Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Мц. Александры, мч. Михаила. Елецкой-Черниговской, Сицилийской, или Дивногорской, и "Взыскание погибших" икон Божией Матери. ФЕВРАЛЬ 19 ЧЕТВЕРГ Отдание праздника Сретения Господня. Прп. Вукола, еп. Смирнского. Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свт. Фотия, патр. Константинопольского. Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила. Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока. ФЕВРАЛЬ 20 ПЯТНИЦА Прп. Парфения, еп. Лампсакийского. Прп. Луки Елладского. Мчч. 1003-х Никомидийских. сщмч. Александра пресвитера, сщмч. Алексия пресвитера. ВОСКРЕСЕНЬЕ Седмица 2-я Великого поста. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Прп. Феодора молчаливого, Печерского. Неделя 2-я Великого поста.Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретерие мощей блж. Матроны Московской. МАРТ 9 МАРТ 3 ВТОРНИК Сщмч. Власия, еп. Севастийского. Прав. Феодоры, царицы Греческой, восстановившей почитание святых икон. ФЕВРАЛЬ ВТОРНИК Свт. Агапита исп., еп. Синадского. Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского. Прп. Владимира Терентьева исп. 25 СРЕДА МАРТ Иверской иконы Божией Матери. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Московского Алексия, всея России чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. 4 СРЕДА Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии. Прп. Феодора Санаксарского. Седмица 3-я Великого поста. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского. МАРТ 21 СУББОТА Всех преподобных отцов, в подвиге проосиявших. Вмч. Феодора Стратилата. Прор. Захарии Серповидца из 12-ти. Сщмчч. Симеона, Андрея, Сергия и Петра пресвитеров. СУББОТА Прмц. Евдокии. Сщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров. Мц. Антонины. Мчч. Маркелла и Антония. Прп. Домнины Сирийской. 10 Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Мстиславы. МАРТ 11 СРЕДА ФЕВРАЛЬ МАРТ 26 5 ЧЕТВЕРГ Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого. ФЕВРАЛЬ ЧЕТВЕРГ Прп. Льва, еп. Катанского. Прмчч. Валаамских. Блгв. кн. Ярослава Мудрого. Прп. Агафона Печерского. 27 МАРТ ПЯТНИЦА Равноап. Кирилла, учителя Словенского. Прп. Исаакия, затворника Печерского. 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. ФЕВРАЛЬ 28 6 ПЯТНИЦА Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров; сщмчч. Константина пресвитера, Павла диакона; мц. Ольги. Козельщанской иконы Божией Матери. Ап. от 70-ти Онисима. Прп. Пафнутия, затвор. Печерского. Виленской и Далматской икон Божией Матери. Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Сщмч. Петра пресвитера. Сщмч. Сергия пресвитера. МАРТ 1 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Мчч. Памфила пресвитера. 7 СУББОТА Поминовение усопших. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских. Прп. Афанасия исп. 15 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Иконы Божией Матери, именуемой "Державная". МАРТ 16 ПОНЕДЕЛЬНИК Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Прмц. Марфы, мч. Михаила. Прп. Пиамы девы. Волоколамской иконы Божией Матери. МАРТ 17 ВТОРНИК МАРТ 12 ЧЕТВЕРГ Прп. Прокопия Декаполита, исп. Сщмч. Петра пресвитера, мч. Михаила. Прп. Тита, пресвитера Печерского. Прп. Тита Печерского, бывшего воина. Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских. МАРТ Прп. Герасима, иже на Иордане. Блгв. кн. Даниила Московского. Сщмч. Александра пресвитера. МАРТ 18 СРЕДА Мч. Евлампия. Прп. Исихия. Прп. Марка. Иконы Божией Матери "Воспитание". 13 МАРТ ПЯТНИЦА МАРТ МАРТ ВТОРНИК СУББОТА ФЕВРАЛЬ 14 ПОНЕДЕЛЬНИК ФЕВРАЛЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ 8 ПОНЕДЕЛЬНИК 24 СРЕДА МАРТ МАРТ 23 Прп. Василия исповедника. Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского. Прпп. жен Марины и Киры. Прп. Кассиана Римлянина. Прп. Иоанна (Варсонофия), еп. Дамасского. Девпетерувской иконы Божией Матери. 19 ЧЕТВЕРГ Мчч. 42-х во Амморее. Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме. Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и "Благодатное Небо". УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: Постный день Церковный праздник Можно скоромное Без масла Дни особого поминовения усопших Можно рыбу Можно постное масло Можно масло, яйца, рыбу Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки. МАРТ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 30 24 31 25 26 27 28 29 НЕ НАЗЫВАЙТЕ БОГА СПРАВЕДЛИВЫМ Все мы знаем, что грех очень быстро буквально задушил древнюю цивилизацию, привел ее к катастрофе. Потоп был направлен против людей, а, точнее, против греха, носителями которого являлись древние люди. А что для нас с религиозной точки зрения означает история со всемирным потопом? Какое назидание мы можем вынести из нее, чему она учит? А учит она тому, что Бог наказывает грех. Наказывает его не только в жизни вечной, но уже и здесь, на земле, человек может расплачиваться за содеянное. Для нас эта истина не всегда очевидна, потому что очень часто мы наблюдаем обратное ­ мы видим, как попирается правда, как торжествует зло и вроде бы ничего не происходит. Нет наказания грешнику и нет награды праведнику. Такое ощущение, что Бог вообще не видит, что здесь творится. Да нет, и видит, и знает. И обязательно воздаст каждому ­ но только вот что надо нам помнить, когда мы обращаем свой гнев на кого-то и требуем у Неба справедливости и наказания для грешника: ведь это совсем не означает, что сами-то мы будем оправданы. Ведь Бог видит не только грехи тех, чьи видим и мы, но Он видит и наши грехи. А если мы требуем справедливости, то надо ее требовать ко всем в равной степени, а, значит, и к самим себе. А вот теперь давайте подумаем, что было бы с нами, если бы Господь поступал с нами так, как мы требуем, чтобы Он поступал с другими? Не по любви, а по справедливости? И за каждый наш грех Он бы нас наказывал? Что было бы тогда с нами? Да не было бы нас уже давно! И ведь это при том, что мы, христиане, знаем Истину, которой многие люди не знают. Мы входим в общение с Богом через молитву, соединяемся с Ним в таинстве Святой Евхаристии, а значит, получаем от Него благодатную помощь и поддержку, которой большинство людей не имеют. И несмотря на все эти преимущества перед другими, мы же часто ничем не отличаемся от них, хотя дар веры и дар жизни в Церкви несоизмеримо повышает меру нашей ответственности по сравнению с теми, кого Господь не призвал и кому не открыл Себя так, как Он открывает Себя нам. И вот давайте спросим себя, когда мы с вами совершаем грех, к тому же не по неведению, как может ктото, кого мы осуждаем, а осознанно совершаем: когда мы так поступаем, то как мы хотим, чтобы с нами поступил Бог в ответ на наш грех? По справедливости или по любви? Если по справедливости, то грех должен быть наказан, но мы-то просим у Бога прощения и надеемся на Его милосердие и человеколюбие. И, значит, для себя мы просим любви и снисхождения, а к другим требуем справедливости и беспристрастности? Когда человек лишается способности к покаянию, осознанию своего греха и хотя бы стремлению изменить свою жизнь, то Божественное снисхождение становится уже не милостью ко грешнику, а попустительством ко злу. И тогда Господь выносит Свой справедливый суд, вторгается в естественный ход человеческой истории и пресекает зло, иногда просто уничтожает самого человека, как носителя зла, видя, что все остальные средства более неэффективны. Протоиерей Александр ГЛЕБОВ