Вы сейчас читаете:
Газету №2-2018
ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ПРЕВЫШЕ ПРАВИЛ1
№ 2 (289) 2018 год

№2 (289) 2018 г.

ВСЕМ, КТО ВЕРИТ И ЛЮБИТ
Бог да благословит доброе «Начало»!
С архипастырским благословением
Ириней, Митрополит Днепропетровский
и Павлоградский

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ

ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758,
Журнал «БОГДАН» -- 01614, «НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089
В этом году отмечается З0-летие канонизации
блаженной Ксении Петербургской. В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит
Алексий всенародно огласил перед часовней на
Смоленском кладбище
Деяние Поместного Собора Русской Православной
Церкви 1988 года о причислении Блаженной Ксении Петербургской к лику
святых.
Но Блаженную Ксению
почитали и до канонизации. Как тогда, так и сейчас к ней идут люди со своими чаяниями. Она заступница нищих, утешение
вдов и сирот, покровительница кротких семей; к
ней сбегались и сбегаются со всего города
влюбленные, студентки,
школьницы перед экзаменами; ее молитв за больных детей просят безутешные матери.

ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ПРОЗРЕВШИХ

Искреннее покаяние в
грехе раскола принес «священник» непризнанного в
православном мире «Киевского патриархата» Анатолий Василенко 14 января
2018 года в Покровском
храме Коростеня. В присутствии митрополита Овручского и Коростенского
Виссариона А. Василенко
публично огласил свое покаянное письмо и попросил
принять его в каноническую
Церковь.
Как отметил А.Василенко, читая богословскую литературу, он осознал свой
тяжкий грех ­ служение в
«Киевском патриархате», а
также то, что существует

только одна каноническая
Церковь Христова.
«Я еще больше понял, что
так называемый «Киевский
патриархат» не является Канонической Церковью, неслучайно их не признает ни один
патриархат Поместных Церквей всего мира со своими
Священными Синодами и всеми архиереями. Понимая
это, я осознал, что все это
серьезно, и надо будет отвечать перед Богом. Поэтому
искренне прошу принять мое
покаяние и принять меня в
лоно Канонической Церкви»,
­ сказал Анатолий Василенко.
Как отмечают в Овручской епархии УПЦ, покаяние
в расколе принесено «сознательно, с большинством
прихожан».
«Церковь Христова радуется о возвращении еще одного раскольнического «священника», ­ сказано в сообщении пресс-службы
епархии.

Вышел новый номер журнала
«Начало» «О Промысле Божьем»
Читайте в номере:

ОНА БЫЛА
ТАКАЯ
НЕТАКАЯ
Читайте на стр.

8-9

ТАЙНА НАШЕГО
СПАСЕНИЯ
«Вы пишете, что храмы
открываются. Это хорошо
­ да так ли хорошо? Храмы открываются, а души
закрываются ­ и кто откроет их?»

Архимандрит
Иоанн
(Крестьянкин)
Читайте на стр.

6

ЗАЧЕМ НУЖНА ДОРОГА, ЕСЛИ ОНА НЕ ВЕДЕТ К ХРАМУ?
Череда неслучайных случайностей
подталкивает нас в нужном направлении
ПРОСТО НУЖНО ОЧЕНЬ ВЕРИТЬ
ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ НЕЧАСТО
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ
ПОСИЛЬНЫЙ КРЕСТ. ПЛОХО -- ТОЖЕ ХОРОШО
ОН ЗНАЕТ, ЧТО НАМ НУЖНО
Не жди, чтобы сначала Бог дал
тебе что-нибудь, прежде сам
отдай Ему всего себя
МЫ ЛИШЬ ОРУДИЯ СЛЕПЫЕ
  ОТКРОЙТЕ СЕРДЦЕ ДЛЯ
МЕЧТЫ
ВСЕ ОТ НЕГО -- И БЛАГОЕ, И
СКОРБНОЕ
ПОРОЙ ВСЕВЫШНЕГО ПРИХОДИТСЯ ОПРАВДЫВАТЬ
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Пережившему клиническую
смерть неверующим оставаться трудно
 ДУМАЙТЕ САМИ! РЕШАЙТЕ
САМИ!

С

ОБЫТИЯ последнего
месяца возродили
воспоминания 15летней давности. Поехали мы
тогда всей семьей в один известный женский монастырь.
Настроение было приподнятым, ожидания от паломнической поездки огромными.
Но наш детский сад оказался сестричкам не в радость:
то ли подушки у них перед
этим своровали, то ли одеяла. А тут дети маленькие от
годика до восьми. Жена с
ними на втором этаже, туалет -- на первом. Не такие уже
большие неудобства, но матушка благословила выставлять всех паломников рано
утром на улицу, чтобы шли на
службу, а этаж закрывать.
Детей много, собраться
по-военному не получилось.
Их, несмотря на просьбы и
даже мольбы, закрыли на
этаже. С одним горшком на
четверых детей и не успевшую умыться мамочку. А потом началась служба, все
сестры ушли в храм, и чтобы
вызволить семью, мне пришлось совершить чуть ли не
подвиг.
-- Там же решетки на окнах, на двери, а если пожар?
-- спрашивал я потом.
-- Это монастырь, у нас
устав, мы не могли ослушаться матушку, -- отвечали монахини.
Тогда вопрос задала жена
служившего там священника:
-- Сестрички, а что важнее -- любовь или послушание?
Решетки на этажах больше не закрывали, во всяком
случае, пока мы не уехали.
Тогда Православие только возрождалось, для воцерковившихся все было впервые, отсюда и ошибки. Время многому научило, но
ошибки подобные, увы, остались. Они нас преследуют
давно, они родом из далекого фарисейского прошлого. А
житейская суета замыливает
глаза, сердца, разум. Да и
проще жить по армейскому
принципу: старший сказал
копать ­ копаем, не копать ­
не копаем. Написано стрелять ­ стреляем. А бывает,
что нужно поступить не по
правилам, а по душе.
Запорожская трагедия
всколыхнула всю страну.
(Наш священник отказался
отпеть ребенка, который скончался после падения на него
самоубийцы, выпрыгнувшего
из окна.) На священника вылили столько грязи, что в голове не помещается. Как там
было на самом деле, все рассказывают по-разному. Но не
верю я, что батюшка повел
себя нетактично. Не верю.
Чтобы прийти к такому мнению, достаточно посмотреть
его объяснения в Интернете.
Скандал раздули из ничего.
Но давайте будем честными:
мы сами невольно помогли
недругам церкви организовать
эту провокацию.
Я долго думал, как бы
сам поступил в этой ситуации. Отпевание ­ не Таинство, а треба. Мы молимся
даже за врагов наших, а
здесь невинный ребенок,
убиенный, можно сказать,
мученик. Крещенный в неблагодатной, в не признанной нигде в мире церкви.
Кем? Да никем, то есть мирянином. Но крещенный.
Я бы, наверное, сначала
проявил сочувствие, пообе-

щал молиться самому, что
священник, насколько мне
известно, и сделал. Пообещал бы обратиться с подобными просьбами через архиерея к другим батюшкам. Это
тоже в конце концов было
сделано. Предложил бы посильную материальную помощь. Наверняка, и это было
сделано.
А потом, когда выяснилось о крещении у раскольников, сказал бы: «Нас могут обвинить в переманивании прихожан, вы хотите, чтобы ребенка отпели именно у
нас?» Если бы настаивали,
совершил бы требу. Мы же
даже самоубийц по просьбе
родственников и по разрешению архиерея отпеваем по
чину утешения. И даже не
стал бы ничего разъяснять о
так называемом киевском
патриархате. Сказал бы потом, когда боль от утраты немного уляжется.
Батюшка не виноват.
Этим поводом воспользовались, возбудили даже уголовное дело. За что? За разжигание межрелигизоной розни.
По-моему, ее разжигают возбудившие это дело и пиарящиеся на этом политики и
журналисты.
Вмешиваться в дела церкви, рассказывать священникам, что и как делать или
не делать, ­ ни власть в целом, ни отдельные ее представители не могут. Церковь
отделена от государства. Подобного власть имущие не
позволяли себе даже во времена Советского Союза. Избирательность в подобных
вопросах просто зашкаливает. У канонической Церкви
отбирают храмы, избивают
прихожан в присутствии не
реагирующих на это полицейских. Поджигают храмы с находящимися в них людьми --
та же реакция. Разжиганием
религиозной розни это не
считается.
Кстати, ночью 25 января
радикалы устроили штурм
Десятинного монастыря, пытались совершить поджог. Угрожали братии монастыря.
Кричали: «Я тебя, тварь, спалю! Ты сотрудник КГБ. Я тебя
сейчас ударю ногой, ладно?
Ты тварь, которой нет места
здесь, я говорю тебе это порусски. К вам, клоунам в
юбках, нет уважения».
27 января киевский суд
приговорил поджигателей Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы
УПЦ из праворадикальной
организации «С14» к содержанию под стражей в течение
2 месяцев или внесению залога в размере 2 млн. 200
тыс. гривен за каждого.
За разжигание межрелигиозной розни их вряд ли осудят (там очень серьезная статья). Удивительно, что вообще задержали. Знаете, почему? Иеромонах Мелхиседек,
насельник монастыря, который мог оказаться в числе
сожженных, -- наш православный, приехавший из
США. Наших батюшек бить и
жечь можно, а американских
православных, даже если они
уже и не американские, ­
нельзя.
Нам бы обратиться к зарубежной церкви с просьбой
прислать священников в каждый храм и монастырь. А еще
­ раскрыть сердца для любви. Любовь всегда превыше
всяких правил.

Юрий КУЛИБАБА

2

Православный календарь

№ 2 (289) 2018 год

 ФЕВРАЛЬ 
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18

ЧЕТВЕРГ
Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского.
Обретение мощей
блж. Матроны Московской. Иконы Божией Матери "Рождество Пресвятой
Богородицы"(Сокольская).

МАРТ

МАРТ

2

9

ПЯТНИЦА
Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея
России, чудотворца. Вмч. Феодора
Тирона. Прп. Феодора молчаливого,
Печерского.

ПЯТНИЦА
Первое и второе
обретение главы
Иоанна Предтечи.
Прп. Еразма Печерского.

СУББОТА
С в т.
А га п ита
исп., еп. Синадского. Свт. Льва, папы
Римского. Прп. Космы
Яхромского.
Прп. Владимира Терентьева исп.

Неделя 2-я Великого поста. Апп. от
70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии. Прп. Феодора Санаксарского.

ПОНЕДЕЛЬНИК
Седмица 3-я Великого поста. Прп.
Льва, еп. Катанского. Прмчч. Валаамских. Блгв. кн.
Ярослава Мудрого.
Прп. Агафона Печерского.

СРЕДА

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Перенесение мощей свт.
Никифора, патриарха Константинопольского. Мч. Савина.
Мц. Христины Персидской. Молдавской иконы Божией
Матери.

16
ПЯТНИЦА

СУББОТА

Мчч. Евтропия,
Клеоника и Василиска. Прмц. Марфы, мч.
Михаила. Прп. Пиамы
девы. Волоколамской
и
Златоутовской
(«Знамение») иконы
Божией Матери.

МАРТ

МАРТ

40 мучеников, в
Севастийском озере
мучившихся.
Албазинской иконы
Божией
Матери,
именуемой "Слово
плоть бысть".
МАРТ

Поминовение
усопших. Прп. Герасима, иже на Иордане. Блгв. кн. Даниила Московского.
Сщмч. Александра
пресвитера.

23
Мчч. Кодрата и
иже с ним. Прп. Анастасии. Сщмч. Димитрия пресвитера.

МАРТ

МАРТ

МАРТ

18

24

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СУББОТА

12
ПОНЕДЕЛЬНИК
Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. П рп .
Прокопия Декаполита, исп. Сщмч. Петра пресвитера, мч.
Михаила. Прп. Тита
Печерского, бывшего
воина.

Неделя 4-я Великого поста. Обретение
мощей блгвв. кнн.
Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида
и Константина, Ярославских чудотворцев.
Иконы Божией Матери
"Воспитание".

19

13

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

Седмица 5-я Великого поста. Мчч. 42-х
во Амморее. Обретение Честного Креста и
гвоздей св. царицею
Еленою во Иерусалиме. Икон Божией Матери: Шестоковской и
"Благодатное Небо".

14

20

СРЕДА

ВТОРНИК

27
ВТОРНИК
Свт. Феогноста,
митр. Киевского и
Московского. Прп.
Венедикта Нурсийского. Икон Божией
Матери: Фео?доровская, Умиление Себежская (Опочецкая),
«Вертоград
заключенный».
МАРТ

28
СРЕДА

Похвала Пресвятой
Богородицы
(Суббота Акафиста).
Свт.
Софрония,
патр. Иерусалимского. Прп. Софрония, затворника Печерского. Свт. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца.
МАРТ

МАРТ

МАРТ

Прмц. Евдокии.
Сщмчч.
Василия,
Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила
пресвитеров. Мц.
Антонины. Мчч. Маркелла и Антония.

ПЯТНИЦА

МАРТ

МАРТ

Прп. Василия исповедника. Сщмч.
Протерия, патриарха
Александрийского.
Прпп. жен Марины и
Киры. Девпетерувской иконы Божией
Матери.

7
Обретение мощей
мучеников, иже во
Евгении. Прпп. Фалассия, Лимния и
Варадата, пустынников Сирийских.

МАРТ

ЧЕТВЕРГ

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Сщмч. Петра
пресвитера. Сщмч.
Сергия пресвитера.
Межетской иконы Божией Матери.

МАРТ

СРЕДА

22

СУББОТА

6
Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров;
сщмчч. Константина
пресвитера, Павла
диакона; мц. Ольги.
Козельщанской иконы Божией Матери.

МАРТ

17

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Мч. Агапия и с
ним семи мучеников. Сщмч. Алекс а н д р а , и ерея в
Сиде.
МАРТ

29
ЧЕТВЕРГ
Мч. Савина. Мч.
Папы. Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских. Ап. Аристовула, еп. Вританийского. Мч. Иулиана
Аназарвского.

25
МАРТ

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова,
папы
Римского.
Прп. Симеона Нового Богослова. Лиддской нерукотворной
(на столпе) иконы
Божией Матери.

Сщмчч., в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения
и иных. Прп. Павла
Препростого. Иконы
Божией Матери "Споручница грешных".

30
ПЯТНИЦА
Прп. Алексия,
человека Божия.
Прп. Макария, игум.
Калязинского, чудотворца. Сщмч.
Александра пресвитера. Мч. Марина.
МАРТ

икра

31

СУББОТА
Лазарева Суббота. Свт. Кирилла,
архиеп. Иерусалимского. Сщмч. Димитрия
пресвитера,
прмц. Наталии. Мчч.
Трофима и Евкарпия.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Постный день
Церковный праздник
Можно скоромное

Без масла
Дни особого
поминовения
усопших

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

26

Прп. Феофилакта
исп., еп. Никомидийского.
Сщмч.
Феодорита, пресвитера Антиохийского.
Иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной.

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Сщмч.
Александра пресвитера, прмц. Мстиславы. Сщмч. Николая пресвитера.

МАРТ

ВТОРНИК

21

ЧЕТВЕРГ

10

МАРТ

5

15

 МАРТ 

МАРТ

Свт.
Арсения,
епископа Тверского.
Иконы Божией Матери, именуемой
"Державная".

11

ВОСКРЕСЕНЬЕ

МАРТ

МАРТ

МАРТ

4

МАРТ

ПОНЕДЕЛЬНИК

МАРТ

МАРТ

3

2 -- Сщмч. Ермогена, патриарха
Московского и всея России, чудотворца.
8 -- Обретение мощей блж. Матроны Московской.
9 -- Первое и второе обретение
главы Иоанна Предтечи.
15 -- Иконы Божией Матери, именуемой "Державная".
17 -- Блгв. кн. Даниила Московского.
22 -- 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
25 -- Свт. Григория
Двоеслова, папы Римского.

8

1
ЧЕТВЕРГ

26
27
28

МАРТ

МАРТ

Мучеников Персидских в Мартирополе. Прп. Маруфа,
епископа Месопотамского. Мчч. Памфила пресвитера,
Валента, диакона,
Павла, Порфирия.

19
20
21
22
23
24
25

ЦЕРКОВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ
ДАТЫ
Март

Можно рыбу
Можно постное
масло

Можно масло, яйца, рыбу

Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки.

5
6
7
1 8
2 9
3 10
4 11

12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31

КРЕСТ ОТ БОГА
КАЖДОМУ ПО СИЛАМ
Церковь Христова в течение
двух тысячелетий ведет своих
верных чад по пути спасения двумя магистральными направлениями. Первый путь ­ мученичества,
второй путь ­ преподобничества.
Других вариантов спасения нет.
Мученичество, как мы понимаем,
­ это следование путем Христовым и факт принесения своей
жизни в жертву за Христа. Мученик готов отдать жизнь за веру,
когда наступит этот момент, момент особого избранничества.
Выше мученичества нет ничего.
Но эти обстоятельства складываются, когда Сам Господь о них
распорядится, когда попустит гонения или создаст эти условия
индивидуально.
Но есть и второй путь спасения. В случае, если нет организованных гонений на христианство и Господь не попускает их
частные случаи, всем нам, остальным простым смертным, отводится путь преподобнический.
Это касается всех образов служения и всех титлов, которые мы
присваиваем святым: это и святители, и благоверные князья,
преподобные отцы монашеского
служения или праведные люди
как в мирском чину, так и в белом священстве. И во всех случаях ­ обратите внимание: это
очень важно ­ в понятие «преподобничества» закладывается также понятие мученичества, здесь
­ добровольного. Это мученичество, растянутое во времени.
Любой преподобный -- ставший подобным -- уподобляется
Христу путем добровольного подвига самоограничения, перенесения каких-то тягот, аскезы,
молитвенных бдений и плача о
своих грехах. Он избегает прямого мученичества, связанного с
физическими страшными воздействиями истязателей и мученической смертью, но возмещает
эти страдания всей своей жизнью.
Любой христианин ограничивает
себя в том, что называется мирскими радостями, хотя на самом
деле все эти мирские наслаждения, кроме разочарования и пустоты в душе, ничего не вызывают, но это уже отдельная тема.
Итак, два магистральных пути
спасения в течение двух тысяч лет
Церковь Христова предлагала и
предлагает своим чадам. Однако
если мы вглядимся в недавнюю
русскую историю, то увидим, что
в конце XIX ­ начале XX века преподобнический путь на Руси стал
иссякать.
Каков он, личный Крест, предназначенный каждому христианину от крещальной купели? Он тот,
который нам вручает Господь. Он
всегда, как мудрый Отец, любящий Свое неразумное чадо, дает
Крест по силам и не выше наших
сил. И когда мы начинаем капризничать и стонать, что болезни
замучили, дети не те, муж не нравится, работа тяжелая и вообще
все не так, как бы хотелось, это
значит, что мы ропщем на своего
Отца и на тот Крест, который получили. Крест, данный от Бога,
всегда по силам. В этом Божественная мудрость.

Епископ МИТРОФАН
ЛЮБОВЬ ВСЕГДА ПРЕВЫШЕ ПРАВИЛ1 № 2 (289) 2018 год №2 (289) 2018 г. ВСЕМ, КТО ВЕРИТ И ЛЮБИТ Бог да благословит доброе «Начало»! С архипастырским благословением Ириней, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758, Журнал «БОГДАН» -- 01614, «НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089 В этом году отмечается З0-летие канонизации блаженной Ксении Петербургской. В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий всенародно огласил перед часовней на Смоленском кладбище Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении Блаженной Ксении Петербургской к лику святых. Но Блаженную Ксению почитали и до канонизации. Как тогда, так и сейчас к ней идут люди со своими чаяниями. Она заступница нищих, утешение вдов и сирот, покровительница кротких семей; к ней сбегались и сбегаются со всего города влюбленные, студентки, школьницы перед экзаменами; ее молитв за больных детей просят безутешные матери. ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ПРОЗРЕВШИХ Искреннее покаяние в грехе раскола принес «священник» непризнанного в православном мире «Киевского патриархата» Анатолий Василенко 14 января 2018 года в Покровском храме Коростеня. В присутствии митрополита Овручского и Коростенского Виссариона А. Василенко публично огласил свое покаянное письмо и попросил принять его в каноническую Церковь. Как отметил А.Василенко, читая богословскую литературу, он осознал свой тяжкий грех ­ служение в «Киевском патриархате», а также то, что существует только одна каноническая Церковь Христова. «Я еще больше понял, что так называемый «Киевский патриархат» не является Канонической Церковью, неслучайно их не признает ни один патриархат Поместных Церквей всего мира со своими Священными Синодами и всеми архиереями. Понимая это, я осознал, что все это серьезно, и надо будет отвечать перед Богом. Поэтому искренне прошу принять мое покаяние и принять меня в лоно Канонической Церкви», ­ сказал Анатолий Василенко. Как отмечают в Овручской епархии УПЦ, покаяние в расколе принесено «сознательно, с большинством прихожан». «Церковь Христова радуется о возвращении еще одного раскольнического «священника», ­ сказано в сообщении пресс-службы епархии. Вышел новый номер журнала «Начало» «О Промысле Божьем» Читайте в номере: ОНА БЫЛА ТАКАЯ НЕТАКАЯ Читайте на стр. 8-9 ТАЙНА НАШЕГО СПАСЕНИЯ «Вы пишете, что храмы открываются. Это хорошо ­ да так ли хорошо? Храмы открываются, а души закрываются ­ и кто откроет их?» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Читайте на стр. 6 ЗАЧЕМ НУЖНА ДОРОГА, ЕСЛИ ОНА НЕ ВЕДЕТ К ХРАМУ? Череда неслучайных случайностей подталкивает нас в нужном направлении ПРОСТО НУЖНО ОЧЕНЬ ВЕРИТЬ ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ НЕЧАСТО НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОСИЛЬНЫЙ КРЕСТ. ПЛОХО -- ТОЖЕ ХОРОШО ОН ЗНАЕТ, ЧТО НАМ НУЖНО Не жди, чтобы сначала Бог дал тебе что-нибудь, прежде сам отдай Ему всего себя МЫ ЛИШЬ ОРУДИЯ СЛЕПЫЕ ОТКРОЙТЕ СЕРДЦЕ ДЛЯ МЕЧТЫ ВСЕ ОТ НЕГО -- И БЛАГОЕ, И СКОРБНОЕ ПОРОЙ ВСЕВЫШНЕГО ПРИХОДИТСЯ ОПРАВДЫВАТЬ ВОЗВРАЩЕНИЕ Пережившему клиническую смерть неверующим оставаться трудно ДУМАЙТЕ САМИ! РЕШАЙТЕ САМИ! С ОБЫТИЯ последнего месяца возродили воспоминания 15летней давности. Поехали мы тогда всей семьей в один известный женский монастырь. Настроение было приподнятым, ожидания от паломнической поездки огромными. Но наш детский сад оказался сестричкам не в радость: то ли подушки у них перед этим своровали, то ли одеяла. А тут дети маленькие от годика до восьми. Жена с ними на втором этаже, туалет -- на первом. Не такие уже большие неудобства, но матушка благословила выставлять всех паломников рано утром на улицу, чтобы шли на службу, а этаж закрывать. Детей много, собраться по-военному не получилось. Их, несмотря на просьбы и даже мольбы, закрыли на этаже. С одним горшком на четверых детей и не успевшую умыться мамочку. А потом началась служба, все сестры ушли в храм, и чтобы вызволить семью, мне пришлось совершить чуть ли не подвиг. -- Там же решетки на окнах, на двери, а если пожар? -- спрашивал я потом. -- Это монастырь, у нас устав, мы не могли ослушаться матушку, -- отвечали монахини. Тогда вопрос задала жена служившего там священника: -- Сестрички, а что важнее -- любовь или послушание? Решетки на этажах больше не закрывали, во всяком случае, пока мы не уехали. Тогда Православие только возрождалось, для воцерковившихся все было впервые, отсюда и ошибки. Время многому научило, но ошибки подобные, увы, остались. Они нас преследуют давно, они родом из далекого фарисейского прошлого. А житейская суета замыливает глаза, сердца, разум. Да и проще жить по армейскому принципу: старший сказал копать ­ копаем, не копать ­ не копаем. Написано стрелять ­ стреляем. А бывает, что нужно поступить не по правилам, а по душе. Запорожская трагедия всколыхнула всю страну. (Наш священник отказался отпеть ребенка, который скончался после падения на него самоубийцы, выпрыгнувшего из окна.) На священника вылили столько грязи, что в голове не помещается. Как там было на самом деле, все рассказывают по-разному. Но не верю я, что батюшка повел себя нетактично. Не верю. Чтобы прийти к такому мнению, достаточно посмотреть его объяснения в Интернете. Скандал раздули из ничего. Но давайте будем честными: мы сами невольно помогли недругам церкви организовать эту провокацию. Я долго думал, как бы сам поступил в этой ситуации. Отпевание ­ не Таинство, а треба. Мы молимся даже за врагов наших, а здесь невинный ребенок, убиенный, можно сказать, мученик. Крещенный в неблагодатной, в не признанной нигде в мире церкви. Кем? Да никем, то есть мирянином. Но крещенный. Я бы, наверное, сначала проявил сочувствие, пообе- щал молиться самому, что священник, насколько мне известно, и сделал. Пообещал бы обратиться с подобными просьбами через архиерея к другим батюшкам. Это тоже в конце концов было сделано. Предложил бы посильную материальную помощь. Наверняка, и это было сделано. А потом, когда выяснилось о крещении у раскольников, сказал бы: «Нас могут обвинить в переманивании прихожан, вы хотите, чтобы ребенка отпели именно у нас?» Если бы настаивали, совершил бы требу. Мы же даже самоубийц по просьбе родственников и по разрешению архиерея отпеваем по чину утешения. И даже не стал бы ничего разъяснять о так называемом киевском патриархате. Сказал бы потом, когда боль от утраты немного уляжется. Батюшка не виноват. Этим поводом воспользовались, возбудили даже уголовное дело. За что? За разжигание межрелигизоной розни. По-моему, ее разжигают возбудившие это дело и пиарящиеся на этом политики и журналисты. Вмешиваться в дела церкви, рассказывать священникам, что и как делать или не делать, ­ ни власть в целом, ни отдельные ее представители не могут. Церковь отделена от государства. Подобного власть имущие не позволяли себе даже во времена Советского Союза. Избирательность в подобных вопросах просто зашкаливает. У канонической Церкви отбирают храмы, избивают прихожан в присутствии не реагирующих на это полицейских. Поджигают храмы с находящимися в них людьми -- та же реакция. Разжиганием религиозной розни это не считается. Кстати, ночью 25 января радикалы устроили штурм Десятинного монастыря, пытались совершить поджог. Угрожали братии монастыря. Кричали: «Я тебя, тварь, спалю! Ты сотрудник КГБ. Я тебя сейчас ударю ногой, ладно? Ты тварь, которой нет места здесь, я говорю тебе это порусски. К вам, клоунам в юбках, нет уважения». 27 января киевский суд приговорил поджигателей Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы УПЦ из праворадикальной организации «С14» к содержанию под стражей в течение 2 месяцев или внесению залога в размере 2 млн. 200 тыс. гривен за каждого. За разжигание межрелигиозной розни их вряд ли осудят (там очень серьезная статья). Удивительно, что вообще задержали. Знаете, почему? Иеромонах Мелхиседек, насельник монастыря, который мог оказаться в числе сожженных, -- наш православный, приехавший из США. Наших батюшек бить и жечь можно, а американских православных, даже если они уже и не американские, ­ нельзя. Нам бы обратиться к зарубежной церкви с просьбой прислать священников в каждый храм и монастырь. А еще ­ раскрыть сердца для любви. Любовь всегда превыше всяких правил. Юрий КУЛИБАБА
2 Православный календарь № 2 (289) 2018 год ФЕВРАЛЬ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ЧЕТВЕРГ Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. Обретение мощей блж. Матроны Московской. Иконы Божией Матери "Рождество Пресвятой Богородицы"(Сокольская). МАРТ МАРТ 2 9 ПЯТНИЦА Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Вмч. Феодора Тирона. Прп. Феодора молчаливого, Печерского. ПЯТНИЦА Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского. СУББОТА С в т. А га п ита исп., еп. Синадского. Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского. Прп. Владимира Терентьева исп. Неделя 2-я Великого поста. Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии. Прп. Феодора Санаксарского. ПОНЕДЕЛЬНИК Седмица 3-я Великого поста. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмчч. Валаамских. Блгв. кн. Ярослава Мудрого. Прп. Агафона Печерского. СРЕДА Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского. Мч. Савина. Мц. Христины Персидской. Молдавской иконы Божией Матери. 16 ПЯТНИЦА СУББОТА Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Прмц. Марфы, мч. Михаила. Прп. Пиамы девы. Волоколамской и Златоутовской («Знамение») иконы Божией Матери. МАРТ МАРТ 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Албазинской иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть". МАРТ Поминовение усопших. Прп. Герасима, иже на Иордане. Блгв. кн. Даниила Московского. Сщмч. Александра пресвитера. 23 Мчч. Кодрата и иже с ним. Прп. Анастасии. Сщмч. Димитрия пресвитера. МАРТ МАРТ МАРТ 18 24 ВОСКРЕСЕНЬЕ СУББОТА 12 ПОНЕДЕЛЬНИК Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. П рп . Прокопия Декаполита, исп. Сщмч. Петра пресвитера, мч. Михаила. Прп. Тита Печерского, бывшего воина. Неделя 4-я Великого поста. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Иконы Божией Матери "Воспитание". 19 13 ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК Седмица 5-я Великого поста. Мчч. 42-х во Амморее. Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме. Икон Божией Матери: Шестоковской и "Благодатное Небо". 14 20 СРЕДА ВТОРНИК 27 ВТОРНИК Свт. Феогноста, митр. Киевского и Московского. Прп. Венедикта Нурсийского. Икон Божией Матери: Фео?доровская, Умиление Себежская (Опочецкая), «Вертоград заключенный». МАРТ 28 СРЕДА Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Свт. Софрония, патр. Иерусалимского. Прп. Софрония, затворника Печерского. Свт. Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца. МАРТ МАРТ МАРТ Прмц. Евдокии. Сщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров. Мц. Антонины. Мчч. Маркелла и Антония. ПЯТНИЦА МАРТ МАРТ Прп. Василия исповедника. Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского. Прпп. жен Марины и Киры. Девпетерувской иконы Божией Матери. 7 Обретение мощей мучеников, иже во Евгении. Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских. МАРТ ЧЕТВЕРГ Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Сщмч. Петра пресвитера. Сщмч. Сергия пресвитера. Межетской иконы Божией Матери. МАРТ СРЕДА 22 СУББОТА 6 Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров; сщмчч. Константина пресвитера, Павла диакона; мц. Ольги. Козельщанской иконы Божией Матери. МАРТ 17 ВОСКРЕСЕНЬЕ Мч. Агапия и с ним семи мучеников. Сщмч. Алекс а н д р а , и ерея в Сиде. МАРТ 29 ЧЕТВЕРГ Мч. Савина. Мч. Папы. Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских. Ап. Аристовула, еп. Вританийского. Мч. Иулиана Аназарвского. 25 МАРТ ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 5-я Великого поста. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Лиддской нерукотворной (на столпе) иконы Божией Матери. Сщмчч., в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения и иных. Прп. Павла Препростого. Иконы Божией Матери "Споручница грешных". 30 ПЯТНИЦА Прп. Алексия, человека Божия. Прп. Макария, игум. Калязинского, чудотворца. Сщмч. Александра пресвитера. Мч. Марина. МАРТ икра 31 СУББОТА Лазарева Суббота. Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии. Мчч. Трофима и Евкарпия. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: Постный день Церковный праздник Можно скоромное Без масла Дни особого поминовения усопших Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 26 Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского. Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского. Иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной. Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Александра пресвитера, прмц. Мстиславы. Сщмч. Николая пресвитера. МАРТ ВТОРНИК 21 ЧЕТВЕРГ 10 МАРТ 5 15 МАРТ МАРТ Свт. Арсения, епископа Тверского. Иконы Божией Матери, именуемой "Державная". 11 ВОСКРЕСЕНЬЕ МАРТ МАРТ МАРТ 4 МАРТ ПОНЕДЕЛЬНИК МАРТ МАРТ 3 2 -- Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. 8 -- Обретение мощей блж. Матроны Московской. 9 -- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. 15 -- Иконы Божией Матери, именуемой "Державная". 17 -- Блгв. кн. Даниила Московского. 22 -- 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. 25 -- Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. 8 1 ЧЕТВЕРГ 26 27 28 МАРТ МАРТ Мучеников Персидских в Мартирополе. Прп. Маруфа, епископа Месопотамского. Мчч. Памфила пресвитера, Валента, диакона, Павла, Порфирия. 19 20 21 22 23 24 25 ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ Март Можно рыбу Можно постное масло Можно масло, яйца, рыбу Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки. 5 6 7 1 8 2 9 3 10 4 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 КРЕСТ ОТ БОГА КАЖДОМУ ПО СИЛАМ Церковь Христова в течение двух тысячелетий ведет своих верных чад по пути спасения двумя магистральными направлениями. Первый путь ­ мученичества, второй путь ­ преподобничества. Других вариантов спасения нет. Мученичество, как мы понимаем, ­ это следование путем Христовым и факт принесения своей жизни в жертву за Христа. Мученик готов отдать жизнь за веру, когда наступит этот момент, момент особого избранничества. Выше мученичества нет ничего. Но эти обстоятельства складываются, когда Сам Господь о них распорядится, когда попустит гонения или создаст эти условия индивидуально. Но есть и второй путь спасения. В случае, если нет организованных гонений на христианство и Господь не попускает их частные случаи, всем нам, остальным простым смертным, отводится путь преподобнический. Это касается всех образов служения и всех титлов, которые мы присваиваем святым: это и святители, и благоверные князья, преподобные отцы монашеского служения или праведные люди как в мирском чину, так и в белом священстве. И во всех случаях ­ обратите внимание: это очень важно ­ в понятие «преподобничества» закладывается также понятие мученичества, здесь ­ добровольного. Это мученичество, растянутое во времени. Любой преподобный -- ставший подобным -- уподобляется Христу путем добровольного подвига самоограничения, перенесения каких-то тягот, аскезы, молитвенных бдений и плача о своих грехах. Он избегает прямого мученичества, связанного с физическими страшными воздействиями истязателей и мученической смертью, но возмещает эти страдания всей своей жизнью. Любой христианин ограничивает себя в том, что называется мирскими радостями, хотя на самом деле все эти мирские наслаждения, кроме разочарования и пустоты в душе, ничего не вызывают, но это уже отдельная тема. Итак, два магистральных пути спасения в течение двух тысяч лет Церковь Христова предлагала и предлагает своим чадам. Однако если мы вглядимся в недавнюю русскую историю, то увидим, что в конце XIX ­ начале XX века преподобнический путь на Руси стал иссякать. Каков он, личный Крест, предназначенный каждому христианину от крещальной купели? Он тот, который нам вручает Господь. Он всегда, как мудрый Отец, любящий Свое неразумное чадо, дает Крест по силам и не выше наших сил. И когда мы начинаем капризничать и стонать, что болезни замучили, дети не те, муж не нравится, работа тяжелая и вообще все не так, как бы хотелось, это значит, что мы ропщем на своего Отца и на тот Крест, который получили. Крест, данный от Бога, всегда по силам. В этом Божественная мудрость. Епископ МИТРОФАН