Вы сейчас читаете:
Газету №4-2011
ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ЦУНАМИ В ГОЛОВЕ1
№ 4 (169) 2011 год

№4 (169) 2011 г.

Всем, кто верит и любит
«Бог да благословит доброе начало!»
С архипастырским благословением
Ириней, Митрополит Днепропетровский
и Павлоградский

 


Мы заметили, что некоторые читатели подписываются не на год, а на
три месяца, на полгода, а
потом забывают оформить
доподписку, просят прислать недостающие экземпляры. Мы, конечно,
высылаем и будем высылать, но напоминаем, что
лучше все-таки подписаться. Это менее хлопотно и дешевле.

Подписаться можно
с любого месяца
в любом отделении связи

ПОДПИСНЫЕ
ИНДЕКСЫ:
Газета «НАЧАЛО» --
21758
Журнал «БОГДАН» --
01614
«НАЧАЛО»
(толстушка) -- 90089

Днем на чине выноса
Плащаницы читается Канон о распятии Господнем, который еще называют «Плач Пресвятой Богородицы».
Этот канон практически целиком состоит из
слов Пресвятой Богородицы, обращенных ко Христу, когда Он страдал и
умирал на Кресте. Она
просит Спасителя, чтобы
Он ответил Ей. Горестно
говорит, что все разбежались, и они остались
одни. Сетует о том, как тяжело это видеть, и что уже
никогда больше не сможет
радоваться.
Но в каноне есть один
тропарь, слова
которого не вкладываются в уста
Пресвятой Богородицы.
Читайте на стр.

6

Вышел новый журнал «Начало» (толстушка)
О смелости
Читайте в номере:
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ И МАЛОДУШИЕ
АПОСТОЛА ПЕТРА
СИЛЕНОК НАШИХ МАЛОВАТО
ЖЕНИН КОЛОКОЛЬЧИК
А МОГЛИ И РАССТРЕЛЯТЬ
НЕДЕТСКИЙ КРЕСТ
Муки верующих в светской школе.
ВЫСОКАЯ ДУРОСТЬ
Иногда рисковать жизнью можно и даже нужно.
Но чаще всего ­ нельзя.
МУДРЫЕ МЫСЛИ
ЭТОЙ ЖЕРТВОЙ БУДУ Я
Чтобы решиться на такое, одной смелости мало.
ЗАГЛЯНИТЕ В МАМИНО ОКОШКО
БЛАГОТВОРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКОРБЕЙ
ПОД ГРОЗОЙ
В те годы существовала целая система уполномоченных мучить.
НЕ ОКАЗАТЬСЯ БЫ ИУДАМИ
Не многим хватило сил противостоять духовному насилию.
РЕГЕНТ АБСОЛЮТНЫЙ
ПЛАЧЬ, МОЛЧИ, НЕ ЗУБОСКАЛЬ

Долго беседовала с батюшкой, потому что донимал один вопрос. Почему всю неделю я думала только об этом
грехе, отчего он так тревожил меня?
Разве другие проступки, которые совершала до него, были менее отвратительны в духовном плане?
А батюшка ответил мне: «Нет ни
больших, ни малых грехов. Любой грех
­ это зло. Просто у тебя было время,
когда все молились, спокойно постоять и подумать о содеянном.
В каждом из нас живет грех. Это он
заставляет нас оправдываться перед
самим собой. И вся наша жизнь состоит из борьбы добра со злом. Помнишь, как сказал Достоевский: «Бог
с дьяволом борется, а поле битвы сердца человеческие». Вот ты стояла
на молебне и чувствовала, как внутри
тебя шла непримиримая борьба, как
лукавый подставлял тебе самооправдания. И кто в этой битве выиграл, а
кто проиграл? Догадываешься?»

«Греховная» капуста

Читайте на стр.

13

Крушения, катастрофы, цунами, «чернобыли». Если задуматься ­ ужас. А чего мы
хотели? Человечество уверенно движется к
пропасти, и финал всем известен. Неизвестно только время, когда это случится ­ через
год, через тысячу лет или через пять тысяч.
Технологии развиваются стремительно.
Еще каких-то двадцать лет назад все было в
тумане, а сегодня уже просматривается теоретическая возможность, реальный механизм
управления биомассой последних времен.
Всеобщая компьютеризация, интернет изменили мир до неузнаваемости. Многие годы
арабские и африканские страны жили какойто своей, другой жизнью, а сегодня проказа
демократии накрыла и их. По команде извне,
как карточные домики, падают правительства.
Голодуха здесь ни при чем. Пытаются поджечь
даже относительно благополучные страны. В
той же Ливии уровень социальных гарантий
такой, которого у нас никогда не было и, боюсь, никогда уже не будет. В Объединенных
Арабских Эмиратах самые бедные живут лучше, чем не самые сытые в Европе. Но и там
есть недовольные.
Человек слаб, ему вечно чего-то не хватает, а сосед всегда найдется, тот самый, у
которого этого «чего-то» больше ­ денег, жен,
власти. Чем не повод рвать и метать, жечь и
крушить? А поднимать на защиту каких-то свобод, увы, научились.
Что же нам теперь делать? Да ничего особенного. Жить и жизнью своей отдалять финал. Молитвой, постом, любовью к ближнему. А еще ничего не бояться, а тем более не
пугать других.
Недавно вышла книжечка «Апокалипсис».
Маленькая такая, карманного формата. Чтобы в трамвае удобно было читать, в маршрутке, в очереди к зубному врачу. И читают.
А я несколько лет назад купил толстый здоровенный том, с толкованиями. Умнейшие
люди, святые пытаются понять, что и как. Помоему, далеко не все у них получается. Некоторые места трактуются по-разному, настолько по-разному, что не осилил я эту глыбу. Терпения не хватило, знаний, ума.
Наверное, я один такой неподготовленный: тысячи человек, получается, могут все
понять, и не в кабинетной тиши, а на ходу, на
бегу, без толкования.
Есть у нас братья и сестры, которые всегда все знают. Которым нужно с кем-то спорить, бунтовать, митинговать, обличать. Не
могут они по-другому. Но мне кажется, нет
ничего страшнее революции в отдельно взятой православной голове. Апокалипсис для
нее может наступить гораздо раньше намеченного для всех срока.

Юрий КУЛИБАБА
«Божия Матерь, Приснодева
Мария есть высшее существо из
всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов
и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она
­ Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она ­ Приснодева, то есть до рождения Ею
Богочеловека ­ Дева, в рождении
Его ­ Дева, по рождении Его ­
Дева. Имя Мария дано Ей по велению Божию и значит Госпожа»,
-- пишет Святитель Игнатий Брянчанинов.
Основу учения Православной
Церкви о Божией Матери составляют два догмата: об именовании Ее Богородицей и о Ее
приснодевстве. Оба догмата теснейшим образом связаны с догматом о воплощении и вочеловечении Бога Слова.

ИСТИНЫ
НЕПРЕРЕКАЕМЫЕ
Читайте на стр.

7

Читайте на стр.

8-9

Когда мы пишем записки «О
здравии» своих
родных и близких и
просим Господа о
спасении души,
то, конечно, понимаем, что без
труда не может
быть самой души, а труд не бывает без скорбей. Особенно это относится к молитве за тех
людей, которые, хотя и крещены, но не воцерковлены и не хотят воцерковляться. Выходит, что, желая своим
ближним спасения, мы желаем им
болезни и разных страданий?
На вопросы читателей отвечает священник Сергий Ивченко.
Читайте на стр.

10

ПАСХАЛЬНЫЙ
КАНОН
Читайте на стр.

16

2

№ 4 (169) 2011 год

Православный календарь

МАЙ
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

1

2
3
4
5
6
7
8

9
16
10 17
11 18
12 19
13 20
14 21
15 22

МАЙ

23
24
25
26
27
28
29

30
31

МАЙ

1

7

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе,
апостола Фомы.
Прп. Иоанна, ученика прп. Георгия
Декаполита. Сщмч.
Виссариона пресвитера; прмц. Тамары
игумении.
Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана.
Максимовской иконы Божией Матери.
МАЙ

2
ПОНЕДЕЛЬНИК
Блж. Матроны
Московской. Мчч.
Феоны, Христофора и Антонина.
Сщмч. Пафнутия,
еп. Иерусалимского. Прп. Иоанна
Ветхопещерника.
Свт. Георгия исп.,
еп. Антиохии Писидийской. Свт. Трифона, патриарха
Константинопольского.
МАЙ

3
ВТОРНИК
Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины. Свтт.
Григория и Анастасия Синаита, патриархов Антиохийских. Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского.
Кипрской иконы
Божией Матери.

СУББОТА
Мч. Саввы Стратилата и с ним 70ти воинов. Прп.
Елисаветы чудотворицы. Мч. Сергия.
Молченской иконы
Божией Матери.

Май

МАЙ

8

14

ВОСКРЕСЕНЬЕ

СУББОТА

Неделя 3-я по
Пасхе, святых жен
мироносиц. Апостола и евангелиста
Марка. Прп. Сильвестра Обнорского.
Сщмч. Сергия пресвитера.

Прор. Иеремии.
Прп. Пафнутия Боровского. Мц. Нины.
Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и
Акакия. Блгв. Тамары, царицы Грузинской. Царевококшайской, или Мироносицкой, Андрониковской и именуемой
"Нечаянная Радость"
икон Божией Матери.

МАЙ

9
ПОНЕДЕЛЬНИК
Сщмч. Василия,
еп. Амасийского.
Свт. Стефана, еп.
Великопермского.
Прав.
Глафиры
девы. Прп. Иоанникия Девиченского.
Сщмч. Иоанна пресвитера и чад его
мчч. Николая и Петра. Поминовение
усопших воинов.
МАЙ

10
ВТОРНИК
Ап. и сщмч. Симеона, сродника
Господня. Прп. Стефана, игум. Печерского, еп. Владимиро-Волынского.
Прав.
Евлогия
странноприимца.
МАЙ

4

11

СРЕДА

СРЕДА
Апп. от 70-ти
Иасона и Сосипатра, Керкиры девы
и иных, с ними пострадавших. Свт.
Кирилла, еп. Туровского.
Мц.
Анны.

МАЙ

5

МАЙ

ЧЕТВЕРГ

12

Прп. Феодора
Сикеота, еп. Анастасиупольского.
Апп. Нафанаила,
Луки и Климента.
Сщмч. Евстафия
пресвитера; мч.
Димитрия.

ЧЕТВЕРГ
Свт.
Василия
Острожского. Прп.
Нектария Оптинского. Прп. Мемнона
чудотворца. Мчч.
Диодора и Родопиана диакона.

МАЙ

МАЙ

6

13

ПЯТНИЦА
Вм ч. Георги я
Победоносца.
Сщмч. Иоанна пресвитера. Мц. царицы
Александры.
Мчч. Анатолия и
Протолеона.

1 -- Антиипасха. Неделя 2-я по Пасхе,
апостола Фомы.
2 -- Блж. Матроны Московской.
3 -- Радоница. Поминовение усопших.
6 -- Вмч. Георгия Победоносца.
8 -- Апостола и евангелиста Марка.
9 -- Свт. Стефана, еп. Великопермского. Поминовение усопших воинов.
13 -- Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского.
16 -- Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского.
18 -- Преполовение Пятидесятницы.
23 -- Апостола Симона Зилота
24 -- Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
25 -- Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Прославление
сщмч. Ермогена, патр. Московского и всея России, чудотворца.
28 -- Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского.
31 -- Память святых отцов семи Вселенских Соборов.

МАЙ

МАЙ

Сщмч. Ианнуария епископа и с
ним мчч. Прокула,
Соссия и Фавста
диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия
и Акутиона.

ЦЕРКОВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПЯТНИЦА
Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова,
еп. Кавказского.
Мч. Максима. Свт.
Доната, еп. Еврии.

Постный день
Церковный праздник
Можно скоромное

МАЙ

15
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение
мощей
блгвв. кнн. российских Бориса и Глеба,
во Святом Крещении
Романа и Давида.
Путивльской иконы
Божией Матери.
МАЙ

16
ПОНЕДЕЛЬНИК
Мчч. Тимофея и
Мавры. Прп. Феодосия, игумена КиевоПечерского. Прп.
Петра чудотворца, еп.
Аргосского. Свт. Феофана Перифеорийского. Икон Божией
Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда, Печерской (с Антонием и Феодосием)
и Свенской; Челнской
и Псково-Печерской,
именуемой "Умиление".
МАЙ

17
ВТОРНИК
Мц. Пелагии,
девы Тарсийской.
Прпп. Никиты, Кирилла, братьев Алфановых в Новгороде. Сщмч. Иоанна пресвитера.
МАЙ

18
СРЕДА
Преполовение
Пятидесятницы.
Вмц. Ирины. Иконы
Божией Матери "Неупиваемая Чаша".

МАЙ

24

ЧЕТВЕРГ
Прав. Иова Многострадального.
Прп. Михея Радонежского. Мч. Варвара, бывшего разбойника. Прп. Иова
Почаевского.
МАЙ

20
ПЯТНИЦА
Воспоминание
явления на небе
Креста Господня в
Иерусалиме. Прп.
Нила Сорского. Любечской и Жировицкой икон Божией Матери.
МАЙ

21
СУББОТА
Ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прпп.
Арсения трудолюбивого и Пимена постника, Печерских.
Мч. Никифора. Собор новомучеников,
в Бутове пострадавших.

22
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 5-я по
Пасхе, о самаряныне. Прор. Исаии.
Мч. Христофора.
Перенесение мощей святителя и
чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Прп.
Иосифа Оптинского. Сщмч. Василия
пресвитера. Прп.
Шио Мгвимского.
МАЙ

23
ПОНЕДЕЛЬНИК
Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского, Суздальского, в Киеве, в
Ближних пещерах.
Блж. Таисии. Мч.
Исихия Антиохийского. Прп. Исидоры
юродивой. КиевоБратской иконы Божией Матери.

Дни особого поминовения усопших

ВТОРНИК

Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Равноап. Ростислава, князя Великоморавского.
Сщмч.
Александра, архиеп.
Харьковского. День
тезоименитства Святейшего Патриарха
Московского и всея
Руси Кирилла.
МАЙ

25
СРЕДА
Отдание праздника Преполовения
Пятидесятницы.
Свт. Епифания, еп.
Кипрского. Прп. Дионисия Радонежского. Прославление
сщмч. Ермогена,
патр. Московского и
всея России, чудотворца. Свт. Германа,
патриарха Константинопольского. Второе
обретение
мощей
прав. Симеона Верхотурского. Мч. Иоанна
Валаха. Сщмч. Петра
пресвитера.
МАЙ

26
ЧЕТВЕРГ

МАЙ

Условные обозначения:

Без масла

МАЙ

19

Мц.
Гликерии
девы и мч. Лаодикия.
Мч. Александра Римского. Свт. Георгия
исп. с супругою Ириною и чадами. Прп.
Евфимия Иверского.
МАЙ

27
ПЯТНИЦА
Блж. Исидора,
Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Сщмч. Петра пресвитера. Прп.
Никиты, затворника
Печерского. Мч. Максима. Свт. Леонтия,
патриарха Иерусалимского. Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери.

ИЮНЬ
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30

РАСКАЯВШЕМУСЯ --
МИЛОСТЬ
Ежегодно в Великий пост Церковь Христова собирает нас на эти богослужения и вызывает в наших сердцах священные воспоминания тех отдаленных дней, когда по любви
Своей к людям Бог отдал Сына Своего Единородного на крестные страдания и смерть за
искупление грехов всего человеческого рода.
На Кресте была принесена «Жертва умилостивления» непреложной правде Божией
за каждого из нас. Пролитою на Кресте животворящею Кровию Христовой снято с человечества вечное осуждение.
Христос умирал за всех людей без изъятия. Ему все одинаково дороги, все для Него
родные.
И в окружавшей Крест Христов толпе тоже
были люди, которые с жадностью ловили последние слова своего Учителя и восприняли
их как назидание, как руководство в дальнейшей жизни уже без Него.
Мысленно взойдем мы с вами сейчас на
Голгофу и представим себе три креста с еще
не умершими на них страдальцами.
Обратим прежде всего свой взор на крест
посредине. На нем распят Спаситель мира.
По правую и по левую стороны распяты два
разбойника. Толпа злорадствует и хулит именно Того, Кто распят на среднем кресте. На
разбойников никто не обращает внимания...
У подножия Креста воины, только что пригвоздившие ко Кресту невинного, делят между собой Его одежду ­ это их право. И вот
это-то поведение людей, среди которых Он
творил великие чудеса, причиняет Спасителю душевные страдания, гораздо большие,
чем страдания физические.
Ради спасения людей в последние дни
Своей жизни Он доходит до крайних глубин
уничижения. Оплеванный, израненный, поруганный, Он висит, умирая, на Кресте. А
толпа издевательски кричит: «Если Ты Сын
Божий, сойди со Креста!..»
Как мы знаем, Господь безмолвствовал,
будто и не слышал всех этих издевательских
слов... На самом же деле Его любвеобильное сердце невыносимо страдало от человеческой жестокости, которая ведет людей к их
вечной погибели. Он глубоко скорбит о погибающем во зле человечестве и только молится за Своих распинателей.
И все же молится Он не о Себе. Он возводит Свой молитвенный взор горе, к Богу, и
просит Его о помиловании тех, которые так
безжалостно мучили Его.
«Отче! Отпусти им: не ведают бо, что
творят!»
О бездна неизреченной любви и милосердия Божия!
Второе слово нашего Господа, произнесенное Им со Креста, ­ это царское изъявление милости раскаявшемуся грешнику.
С изумлением слушаем мы разбойника,
обратившегося с просьбой к распятому, как
и он, на соседнем кресте, в Котором он познал Бога.
Среди злобных криков толпы, хулившей
Христа, вдруг раздается его голос. Он смело
исповедует в Нем Бога: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» ­ говорит он. Своим Господом и Царем называет он Того, Кто
в данный момент разделяет участь злодеев,
распятых на крестах.
Удивляет нас и ответ Христа: «Аминь!» То
есть: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Из проповеди архимандрита
Иоанна КРЕСТЬЯНКИНА
МАЙ -- 29 -- ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп.
Феодора Освященного. Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия II,
еп. Митиленского. Блж. отроковицы Музы.
Прпп. Кассиана и Лаврентия Комельских.
Мчч. Вита, Модеста и Крискентии.

МАЙ

28
СУББОТА
Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского. Прп. Исаии
Печерского. Прп. Пахомия Нерехтского.
Можно рыбу

Можно постное масло
Можно масло, яйца, рыбу

Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки.

МАЙ -- 30 -- ПОНЕДЕЛЬНИК
Ап. Андроника и св. Иунии. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской. Свт. Стефана, патриарха Константинопольского. Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов.
МАЙ -- 31 -- ВТОРНИК
Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и
мцц. семи дев: Александры, Текусы,
Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и
Иулии. Мчч. Давида и Таричана. Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима. Прп. Макария
Алтайского. Св. Михаила пресвитера, исп;
сщмч. Василия пресвитера. Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия.
ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ЦУНАМИ В ГОЛОВЕ1 № 4 (169) 2011 год №4 (169) 2011 г. Всем, кто верит и любит «Бог да благословит доброе начало!» С архипастырским благословением Ириней, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Мы заметили, что некоторые читатели подписываются не на год, а на три месяца, на полгода, а потом забывают оформить доподписку, просят прислать недостающие экземпляры. Мы, конечно, высылаем и будем высылать, но напоминаем, что лучше все-таки подписаться. Это менее хлопотно и дешевле. Подписаться можно с любого месяца в любом отделении связи ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758 Журнал «БОГДАН» -- 01614 «НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089 Днем на чине выноса Плащаницы читается Канон о распятии Господнем, который еще называют «Плач Пресвятой Богородицы». Этот канон практически целиком состоит из слов Пресвятой Богородицы, обращенных ко Христу, когда Он страдал и умирал на Кресте. Она просит Спасителя, чтобы Он ответил Ей. Горестно говорит, что все разбежались, и они остались одни. Сетует о том, как тяжело это видеть, и что уже никогда больше не сможет радоваться. Но в каноне есть один тропарь, слова которого не вкладываются в уста Пресвятой Богородицы. Читайте на стр. 6 Вышел новый журнал «Начало» (толстушка) О смелости Читайте в номере: ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ И МАЛОДУШИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА СИЛЕНОК НАШИХ МАЛОВАТО ЖЕНИН КОЛОКОЛЬЧИК А МОГЛИ И РАССТРЕЛЯТЬ НЕДЕТСКИЙ КРЕСТ Муки верующих в светской школе. ВЫСОКАЯ ДУРОСТЬ Иногда рисковать жизнью можно и даже нужно. Но чаще всего ­ нельзя. МУДРЫЕ МЫСЛИ ЭТОЙ ЖЕРТВОЙ БУДУ Я Чтобы решиться на такое, одной смелости мало. ЗАГЛЯНИТЕ В МАМИНО ОКОШКО БЛАГОТВОРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКОРБЕЙ ПОД ГРОЗОЙ В те годы существовала целая система уполномоченных мучить. НЕ ОКАЗАТЬСЯ БЫ ИУДАМИ Не многим хватило сил противостоять духовному насилию. РЕГЕНТ АБСОЛЮТНЫЙ ПЛАЧЬ, МОЛЧИ, НЕ ЗУБОСКАЛЬ Долго беседовала с батюшкой, потому что донимал один вопрос. Почему всю неделю я думала только об этом грехе, отчего он так тревожил меня? Разве другие проступки, которые совершала до него, были менее отвратительны в духовном плане? А батюшка ответил мне: «Нет ни больших, ни малых грехов. Любой грех ­ это зло. Просто у тебя было время, когда все молились, спокойно постоять и подумать о содеянном. В каждом из нас живет грех. Это он заставляет нас оправдываться перед самим собой. И вся наша жизнь состоит из борьбы добра со злом. Помнишь, как сказал Достоевский: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы сердца человеческие». Вот ты стояла на молебне и чувствовала, как внутри тебя шла непримиримая борьба, как лукавый подставлял тебе самооправдания. И кто в этой битве выиграл, а кто проиграл? Догадываешься?» «Греховная» капуста Читайте на стр. 13 Крушения, катастрофы, цунами, «чернобыли». Если задуматься ­ ужас. А чего мы хотели? Человечество уверенно движется к пропасти, и финал всем известен. Неизвестно только время, когда это случится ­ через год, через тысячу лет или через пять тысяч. Технологии развиваются стремительно. Еще каких-то двадцать лет назад все было в тумане, а сегодня уже просматривается теоретическая возможность, реальный механизм управления биомассой последних времен. Всеобщая компьютеризация, интернет изменили мир до неузнаваемости. Многие годы арабские и африканские страны жили какойто своей, другой жизнью, а сегодня проказа демократии накрыла и их. По команде извне, как карточные домики, падают правительства. Голодуха здесь ни при чем. Пытаются поджечь даже относительно благополучные страны. В той же Ливии уровень социальных гарантий такой, которого у нас никогда не было и, боюсь, никогда уже не будет. В Объединенных Арабских Эмиратах самые бедные живут лучше, чем не самые сытые в Европе. Но и там есть недовольные. Человек слаб, ему вечно чего-то не хватает, а сосед всегда найдется, тот самый, у которого этого «чего-то» больше ­ денег, жен, власти. Чем не повод рвать и метать, жечь и крушить? А поднимать на защиту каких-то свобод, увы, научились. Что же нам теперь делать? Да ничего особенного. Жить и жизнью своей отдалять финал. Молитвой, постом, любовью к ближнему. А еще ничего не бояться, а тем более не пугать других. Недавно вышла книжечка «Апокалипсис». Маленькая такая, карманного формата. Чтобы в трамвае удобно было читать, в маршрутке, в очереди к зубному врачу. И читают. А я несколько лет назад купил толстый здоровенный том, с толкованиями. Умнейшие люди, святые пытаются понять, что и как. Помоему, далеко не все у них получается. Некоторые места трактуются по-разному, настолько по-разному, что не осилил я эту глыбу. Терпения не хватило, знаний, ума. Наверное, я один такой неподготовленный: тысячи человек, получается, могут все понять, и не в кабинетной тиши, а на ходу, на бегу, без толкования. Есть у нас братья и сестры, которые всегда все знают. Которым нужно с кем-то спорить, бунтовать, митинговать, обличать. Не могут они по-другому. Но мне кажется, нет ничего страшнее революции в отдельно взятой православной голове. Апокалипсис для нее может наступить гораздо раньше намеченного для всех срока. Юрий КУЛИБАБА «Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших Ангелов, Херувимов и Серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она ­ Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она ­ Приснодева, то есть до рождения Ею Богочеловека ­ Дева, в рождении Его ­ Дева, по рождении Его ­ Дева. Имя Мария дано Ей по велению Божию и значит Госпожа», -- пишет Святитель Игнатий Брянчанинов. Основу учения Православной Церкви о Божией Матери составляют два догмата: об именовании Ее Богородицей и о Ее приснодевстве. Оба догмата теснейшим образом связаны с догматом о воплощении и вочеловечении Бога Слова. ИСТИНЫ НЕПРЕРЕКАЕМЫЕ Читайте на стр. 7 Читайте на стр. 8-9 Когда мы пишем записки «О здравии» своих родных и близких и просим Господа о спасении души, то, конечно, понимаем, что без труда не может быть самой души, а труд не бывает без скорбей. Особенно это относится к молитве за тех людей, которые, хотя и крещены, но не воцерковлены и не хотят воцерковляться. Выходит, что, желая своим ближним спасения, мы желаем им болезни и разных страданий? На вопросы читателей отвечает священник Сергий Ивченко. Читайте на стр. 10 ПАСХАЛЬНЫЙ КАНОН Читайте на стр. 16
2 № 4 (169) 2011 год Православный календарь МАЙ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 16 10 17 11 18 12 19 13 20 14 21 15 22 МАЙ 23 24 25 26 27 28 29 30 31 МАЙ 1 7 ВОСКРЕСЕНЬЕ Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Прп. Иоанна, ученика прп. Георгия Декаполита. Сщмч. Виссариона пресвитера; прмц. Тамары игумении. Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана. Максимовской иконы Божией Матери. МАЙ 2 ПОНЕДЕЛЬНИК Блж. Матроны Московской. Мчч. Феоны, Христофора и Антонина. Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Прп. Иоанна Ветхопещерника. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской. Свт. Трифона, патриарха Константинопольского. МАЙ 3 ВТОРНИК Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины. Свтт. Григория и Анастасия Синаита, патриархов Антиохийских. Свт. Николая Велимировича, еп. Охридского и Жичского. Кипрской иконы Божией Матери. СУББОТА Мч. Саввы Стратилата и с ним 70ти воинов. Прп. Елисаветы чудотворицы. Мч. Сергия. Молченской иконы Божией Матери. Май МАЙ 8 14 ВОСКРЕСЕНЬЕ СУББОТА Неделя 3-я по Пасхе, святых жен мироносиц. Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильвестра Обнорского. Сщмч. Сергия пресвитера. Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского. Мц. Нины. Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия. Блгв. Тамары, царицы Грузинской. Царевококшайской, или Мироносицкой, Андрониковской и именуемой "Нечаянная Радость" икон Божией Матери. МАЙ 9 ПОНЕДЕЛЬНИК Сщмч. Василия, еп. Амасийского. Свт. Стефана, еп. Великопермского. Прав. Глафиры девы. Прп. Иоанникия Девиченского. Сщмч. Иоанна пресвитера и чад его мчч. Николая и Петра. Поминовение усопших воинов. МАЙ 10 ВТОРНИК Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня. Прп. Стефана, игум. Печерского, еп. Владимиро-Волынского. Прав. Евлогия странноприимца. МАЙ 4 11 СРЕДА СРЕДА Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших. Свт. Кирилла, еп. Туровского. Мц. Анны. МАЙ 5 МАЙ ЧЕТВЕРГ 12 Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского. Апп. Нафанаила, Луки и Климента. Сщмч. Евстафия пресвитера; мч. Димитрия. ЧЕТВЕРГ Свт. Василия Острожского. Прп. Нектария Оптинского. Прп. Мемнона чудотворца. Мчч. Диодора и Родопиана диакона. МАЙ МАЙ 6 13 ПЯТНИЦА Вм ч. Георги я Победоносца. Сщмч. Иоанна пресвитера. Мц. царицы Александры. Мчч. Анатолия и Протолеона. 1 -- Антиипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. 2 -- Блж. Матроны Московской. 3 -- Радоница. Поминовение усопших. 6 -- Вмч. Георгия Победоносца. 8 -- Апостола и евангелиста Марка. 9 -- Свт. Стефана, еп. Великопермского. Поминовение усопших воинов. 13 -- Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского. 16 -- Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского. 18 -- Преполовение Пятидесятницы. 23 -- Апостола Симона Зилота 24 -- Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. 25 -- Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Прославление сщмч. Ермогена, патр. Московского и всея России, чудотворца. 28 -- Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского. 31 -- Память святых отцов семи Вселенских Соборов. МАЙ МАЙ Сщмч. Ианнуария епископа и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ПЯТНИЦА Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского. Мч. Максима. Свт. Доната, еп. Еврии. Постный день Церковный праздник Можно скоромное МАЙ 15 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Путивльской иконы Божией Матери. МАЙ 16 ПОНЕДЕЛЬНИК Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена КиевоПечерского. Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского. Свт. Феофана Перифеорийского. Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда, Печерской (с Антонием и Феодосием) и Свенской; Челнской и Псково-Печерской, именуемой "Умиление". МАЙ 17 ВТОРНИК Мц. Пелагии, девы Тарсийской. Прпп. Никиты, Кирилла, братьев Алфановых в Новгороде. Сщмч. Иоанна пресвитера. МАЙ 18 СРЕДА Преполовение Пятидесятницы. Вмц. Ирины. Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". МАЙ 24 ЧЕТВЕРГ Прав. Иова Многострадального. Прп. Михея Радонежского. Мч. Варвара, бывшего разбойника. Прп. Иова Почаевского. МАЙ 20 ПЯТНИЦА Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского. Любечской и Жировицкой икон Божией Матери. МАЙ 21 СУББОТА Ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прпп. Арсения трудолюбивого и Пимена постника, Печерских. Мч. Никифора. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших. 22 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Прор. Исаии. Мч. Христофора. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Прп. Иосифа Оптинского. Сщмч. Василия пресвитера. Прп. Шио Мгвимского. МАЙ 23 ПОНЕДЕЛЬНИК Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского, Суздальского, в Киеве, в Ближних пещерах. Блж. Таисии. Мч. Исихия Антиохийского. Прп. Исидоры юродивой. КиевоБратской иконы Божией Матери. Дни особого поминовения усопших ВТОРНИК Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского. Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. МАЙ 25 СРЕДА Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Свт. Епифания, еп. Кипрского. Прп. Дионисия Радонежского. Прославление сщмч. Ермогена, патр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Германа, патриарха Константинопольского. Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского. Мч. Иоанна Валаха. Сщмч. Петра пресвитера. МАЙ 26 ЧЕТВЕРГ МАЙ Условные обозначения: Без масла МАЙ 19 Мц. Гликерии девы и мч. Лаодикия. Мч. Александра Римского. Свт. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия Иверского. МАЙ 27 ПЯТНИЦА Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Сщмч. Петра пресвитера. Прп. Никиты, затворника Печерского. Мч. Максима. Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского. Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери. ИЮНЬ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 РАСКАЯВШЕМУСЯ -- МИЛОСТЬ Ежегодно в Великий пост Церковь Христова собирает нас на эти богослужения и вызывает в наших сердцах священные воспоминания тех отдаленных дней, когда по любви Своей к людям Бог отдал Сына Своего Единородного на крестные страдания и смерть за искупление грехов всего человеческого рода. На Кресте была принесена «Жертва умилостивления» непреложной правде Божией за каждого из нас. Пролитою на Кресте животворящею Кровию Христовой снято с человечества вечное осуждение. Христос умирал за всех людей без изъятия. Ему все одинаково дороги, все для Него родные. И в окружавшей Крест Христов толпе тоже были люди, которые с жадностью ловили последние слова своего Учителя и восприняли их как назидание, как руководство в дальнейшей жизни уже без Него. Мысленно взойдем мы с вами сейчас на Голгофу и представим себе три креста с еще не умершими на них страдальцами. Обратим прежде всего свой взор на крест посредине. На нем распят Спаситель мира. По правую и по левую стороны распяты два разбойника. Толпа злорадствует и хулит именно Того, Кто распят на среднем кресте. На разбойников никто не обращает внимания... У подножия Креста воины, только что пригвоздившие ко Кресту невинного, делят между собой Его одежду ­ это их право. И вот это-то поведение людей, среди которых Он творил великие чудеса, причиняет Спасителю душевные страдания, гораздо большие, чем страдания физические. Ради спасения людей в последние дни Своей жизни Он доходит до крайних глубин уничижения. Оплеванный, израненный, поруганный, Он висит, умирая, на Кресте. А толпа издевательски кричит: «Если Ты Сын Божий, сойди со Креста!..» Как мы знаем, Господь безмолвствовал, будто и не слышал всех этих издевательских слов... На самом же деле Его любвеобильное сердце невыносимо страдало от человеческой жестокости, которая ведет людей к их вечной погибели. Он глубоко скорбит о погибающем во зле человечестве и только молится за Своих распинателей. И все же молится Он не о Себе. Он возводит Свой молитвенный взор горе, к Богу, и просит Его о помиловании тех, которые так безжалостно мучили Его. «Отче! Отпусти им: не ведают бо, что творят!» О бездна неизреченной любви и милосердия Божия! Второе слово нашего Господа, произнесенное Им со Креста, ­ это царское изъявление милости раскаявшемуся грешнику. С изумлением слушаем мы разбойника, обратившегося с просьбой к распятому, как и он, на соседнем кресте, в Котором он познал Бога. Среди злобных криков толпы, хулившей Христа, вдруг раздается его голос. Он смело исповедует в Нем Бога: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» ­ говорит он. Своим Господом и Царем называет он Того, Кто в данный момент разделяет участь злодеев, распятых на крестах. Удивляет нас и ответ Христа: «Аминь!» То есть: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Из проповеди архимандрита Иоанна КРЕСТЬЯНКИНА МАЙ -- 29 -- ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного. Сщмч. Александра, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия II, еп. Митиленского. Блж. отроковицы Музы. Прпп. Кассиана и Лаврентия Комельских. Мчч. Вита, Модеста и Крискентии. МАЙ 28 СУББОТА Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского. Прп. Исаии Печерского. Прп. Пахомия Нерехтского. Можно рыбу Можно постное масло Можно масло, яйца, рыбу Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки. МАЙ -- 30 -- ПОНЕДЕЛЬНИК Ап. Андроника и св. Иунии. Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской. Свт. Стефана, патриарха Константинопольского. Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов. МАЙ -- 31 -- ВТОРНИК Память святых отцов семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Мчч. Давида и Таричана. Мчч. Ираклия, Павлина и Венедима. Прп. Макария Алтайского. Св. Михаила пресвитера, исп; сщмч. Василия пресвитера. Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия.