Вы сейчас читаете:
Газету №9-2009
ЛЮДСКАЯ ПАМЯТЬ НЕ ВСЕГДА ВАЖНА1
№ 9 (140) 2009 год

№9(140) 2009 г.

Всем, кто верит и любит
«Бог да благословит доброе начало!»
С архипастырским благословением
Ириней, Митрополит Днепропетровский
и Павлоградский

ПОДПИСНЫЕ
ИНДЕКСЫ:
Газета «НАЧАЛО»
-- 21758
Журнал «БОГДАН»
-- 01614
«НАЧАЛО»
(толстушка)
-- 90089
ПРАВОСЛАВНЫЙ
КАЛЕНДАРЬ
(настенный
и настольный)
-- 90256

Колонка
редактора

ТЕОРИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
В этом году осень у нас
началась как по расписанию: 1 сентября зарядил
дождь. Как из ведра. Хлеборобы обрадовались, что
теперь можно сеять, а у
меня плоды винограда полопались. Противопоказаны им осадки в период созревания.
Все или почти все в
этом мире относительно.
Один олигарх на кризисе
зарабатывает, другой сокрушается, что потерял
половину состояния. У
большинства граждан проблема с ремнями -- новые
дырки уже пробивать негде. А есть такие, которым
ни холодно ни жарко: так
же голодно, как и полторадва года назад.
Мой сосед, молодой
парень, все на жизнь жаловался. А потом устроился в магазин охранником и
повеселел. Работа хлопотная, нервная, но денежная, да и по службе начал
быстро расти. И воровать
в его смену стали меньше.
Но появилась новая напасть: продукты стали поедать на месте. То разорванный пакет и пустые
фантики от конфет на полке найдет, то свеженадкушенный кусок колбасы. А
однажды увидел бедно, но
аккуратно одетого дедулю,
который, не прячась, уплетал батон социального
хлеба.
Из магазина Дима уволился. Денег стало меньше, но на жизнь он больше
не жалуется.
Юрий КУЛИБАБА

ПРАВОСЛАВИЕ В ПЛЕНУ
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла
в Киево-Печерской Лавре
Быть богословом, священником,
иерархом -- значит всегда быть мужественным человеком. Это не дело слабых. Физически мы можем быть слабыми, но духовно мы должны быть очень
сильными. Потому что на протяжении всех
двух тысяч лет своего существования
Церковь Христова призвана только к одному: свидетельствовать о правде Божией, и это свидетельство никогда не бывает легким -- ни во времена Римской империи, ни в эпоху святых отцов, ни в те
тяжелые времена, которые мы вместе с
вами пережили, ни сегодня.
Духовническая работа, исповедь, причащение Святых Христовых Тайн -- это то,
что должно быть в центре нашей академической духовной жизни. Поэтому сегодня
во много раз возрастают требования к духовникам в духовных школах.
Духовники должны понимать молодых людей, отвечать им сердечной, отеческой любовью, вникать в их проблемы. Если духовник вовлекается во
внутреннюю жизнь студента или воспитанника и становится его путеводителем, наставником, то такой контакт во многом определит духовный строй
этого студента. Поэтому духовническая работа, активная литургическая
жизнь должны быть в центре нашего академического бытия. И тогда, сопрягая интеллектуальное с духовным, мы на выходе можем иметь замечательное явление: современного мыслящего, образованного человека с
сильным внутренним религиозным опытом. Я думаю, что
Церкви, вступившей в XXI век и несущей колоссальную
ответственность за духовную жизнь народа, необходимо
иметь таких пастырей.
Читайте на стр.

6-7

ДОН КИХОТ С ДАЛЬНЕЙ УЛИЦЫ
Очнулся он с разбитой головой, когда работники «Скорой помощи» перекладывали его на носилки. В кармане брюк пронзительно верещала мобилка: сын родился. У него еще хватило сил ответить на звонок жены,
сообщавшей об этом. А потом провалился в темноту.
-- Зачем ты это сделал, зачем? -- упрекала жена, когда через три недели Виктора выписали из больницы. -- А если бы
тебя убили, а мы с малышом одни остались?
Читайте на стр.

12

Горькие старческие слезы закапали
сами собой. Она смотрела на тяжелую
металлическую цепь и не верила собственным глазам. Так просидела несколько часов. Нога болела уже просто нестерпимо. Наконец, Анастасия Терентьевна поднялась, взяла в руки цепь, из последних
сил еле подняла гирю, к которой та была
прикована. Дома никого не было. И она
пошла по селу, сама не зная куда. Редкие прохожие думали, что бабушка ищет
заблудившуюся корову. А она не решалась к кому-то обратиться, потому что
очень стыдно было признаться, что на
цепь ее посадил собственный сын.

С ГИРЕЙ НА СОВЕСТИ
Читайте на стр.

13

Не разложившийся
Его почему-то быстро все забыли, хотя при
жизни он пользовался большой любовью и авторитетом среди братии. Пахомий помнил, что
тело почившего эконома сразу стало смердеть, и это породило слухи о его, якобы, тайной порочности. Хоронили его, не дожидаясь
трех дней, наспех вычитав положенные молитвы. Потом, по каким-то непонятным причинам, его имя забыли внести в новый поминальный синодик. В общем, его кончина
была полна загадочных, но нехороших знаков. Но все эти плохие знамения оказались
на поверку лишь рубищем, прикрывающим
собой истинную святость. Матерь Божья услышала предсмертный вопль монаха и исполнила волю праведника. А братья еще при этом думалигадали, какой порок был у
него,
Читайте на стр.

8-9

Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много
в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения
благодать Божия отходит от человека, и он
уподобляет себя бессловесным тварям. И тут
уже от человека всего можно ожидать. Такая
душа никогда не получит мира и покоя.

ГРЯЗЬ ЧУЖАЯ,
НО СВОЯ
Читайте на стр.

3

ПУТЬ
Помните сказку о богатыре, который, стоя
возле камня, читал надпись о том, что будет
с ним, если он изберет одну из указанных
там дорог? «Налево пойдешь... Направо пойдешь... Прямо пойдешь». В реальной жизни
у человека выбор жизненного пути еще меньше: с Богом или без Бога. Заметьте, выбор
жизненного пути человека определяется не
направлением: налево, направо, прямо. Выбор жизненного пути определяется тем, с кем
идешь, также целью, какую преследуешь.
Если цель жизни человека -- Вечность, Любовь и Блаженство, то он выбирает путь с
Богом, потому что этого достичь без Бога невозможно. И наоборот. Когда человек выбирает путь без Бога, то, соответственно, и цели
его вполне земные, временные, преходящие.
И результатом
такого
пути
обязательно
будет смерть и
н е б ы т и е ,
ведь, выбирая временное, обрекаешь себя на
временность.

Читайте на стр.

10

2

№ 9 (140) 2009 год

Православный

ОКТЯБРЬ
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31

ОКТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

1

7

ЧЕТВЕРГ
Прп. Евмения,
еп. Гортинского.
Мцц. Софии и Ирины. Прп. Илариона
О п т и н с к о г о .
Сщмчч. Алексия и
Петра пресвитеров.
ОКТЯБРЬ

2
ПЯТНИЦА
Блгвв. кнн. Феодора Смоленского
и чад его Давида и
Константина, Ярославских чудотворцев. Блгв. вел. кн.
Игоря Черниговского и Киевского.
Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Сщмч. Николая
пресвитера; сщмч.
Нила пресвитера.
ОКТЯБРЬ

3

СРЕДА
Первомц. равноап.
Феклы. Прп. Никандра пустынножителя,
Псковского чудотворца. Св. Владислава
Сербского. Прмч. Галактиона Вологодского. Сщмч. Василия диакона. Сщмчч. Андрея
и Павла пресвитеров.
Мирожской иконы Божией Матери.
ОКТЯБРЬ

8
ЧЕТВЕРГ
Прп. Евфросинии
Александрийской.
Преставление прп.
Сергия, игумена
Радонежского, всея
России чудотворца.
Прп. Евфросинии
Суздальской. Перенесение мощей свт.
Германа, архиеп.
Казанского. Прп.
Досифеи затворницы, Киевской.

СУББОТА
Вмч. Евстафия
Плакиды, Феопистии, Агапия и Феописта. Прп.и блгв. кн.
Олега Брянского.
Мучеников и исповедников Михаила,
кн. Черниговского,
и болярина его Феодора, чудотворцев. Собор Брянских святых.
ОКТЯБРЬ

4
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 17-я по
Пятидесятнице, по
Воздвижении. Отдание праздника
Воздвижения Животворящего Креста
Господня. Ап. от
70-ти Кодрата. Обретение мощей свт.
Димитрия, митр.
Ростовского. Мчч.
Евсевия и Присха.
ОКТЯБРЬ

5
ПОНЕДЕЛЬНИК
Прор.
Ионы.
Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прп.
Ионы пресвитера.
Прав. Петра, бывшего мытаря. Собор
Тульских Святых.
ОКТЯБРЬ

6
ВТОРНИК
Зачатие честного,
славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Прославление свт.
Иннокентия, митр.
Московского. Мц.
Ираиды девы. Прпп.
Жен Ксанфиппы и
Поликсении. Словенской иконы Божией Матери.

ОКТЯБРЬ

9

ЦЕРКОВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
4 -- Неделя 17-я по Пятидесятнице, по
Воздвижении. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия,
митр. Ростовского.
11 -- Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в
Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.
14 -- Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
18 -- Неделя 19-я по Пятидесятнице.
24 -- Собор преподобных Оптинских
старцев.
25 -- Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Память святых отцов VII Вселенского Собора.
26 -- Иверской иконы Божией Матери.
31 -- Апостола и евангелиста Луки.

Октябрь

ОКТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

14

20

26

СРЕДА

ВТОРНИК

ПОНЕДЕЛЬНИК

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и
Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти
Анании. Прп. Романа Сладкопевца.

Мчч. Сергия и
Вакха. Прп. Сергия Послушливого,
Печерского. Псково-Печерской иконы Божией Матери,
именуемой
«Умиление».

Иверской иконы
Божией Матери.
Прп.
Вениамина
Печерского. Прп.
Никиты исп. Сщмчч.
Иннокентия и Николая пресвитеров.
Мч. Вениамина диакона. Седмиезерной иконы Божией
Матери.

ОКТЯБРЬ

15
ЧЕТВЕРГ
Сщмч. Киприана, мц. Иустины и
мч.
Феоктиста.
Блгв. кн. Анны Кашинской. Прп. Кассиана Угличского.

ОКТЯБРЬ

21
СРЕДА

ОКТЯБРЬ

Преставление
ап. и ев. Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патр. Московского и всея Руси.

ПЯТНИЦА

ОКТЯБРЬ

Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп.
Афинского, Рустика
пресвитера и Елевферия диакона. Блж.
Исихия хоривита.

22

10
СУББОТА
Прп. Савватия Соловецкого. Сщмч.
Петра, митр. Крутицкого. Апп. от 70ти Марка, Аристарха и
Зины. Прп. Игнатия.
ОКТЯБРЬ

11
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 18-я по
Пятидесятнице.
Прп. Харитона Исповедника. Прпп.
Схимонаха Кирилла и схимонахини
Марии.
Собор
прпп. отцов Киево-Печерских, в
Ближних пещерах
(прп. Антония) почивающих. Прор.
Варуха. Мц. Анны.
ОКТЯБРЬ

12
ПОНЕДЕЛЬНИК
Прп. Кириака отшельника. Сщмч.
Иоанна,
архиеп.
Рижского.
Мчч.
Дады, Гаведдая и
Каздои. Прп. Феофана Милостивого.
ОКТЯБРЬ

16

ОКТЯБРЬ

17
СУББОТА
Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Обретение мощей свтт. Гурия,
архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп.Тверского. Собор Казанских
Святых.
Сщмч. Димитрия
пресвитера. Прп.
Павла Препростого. Св. Стефана
Щиляновича.

ОКТЯБРЬ

Прп. Пелагии.
Прп. Трифона, архим.
Вятского.
Прп. Досифея Верхнеостровского,
Псковского. Прп.
Таисии. Св. Пелагии девицы.

ПЯТНИЦА

ОКТЯБРЬ

календарь

27
ВТОРНИК
Прп. Параскевы. Прп. Николы
Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца.
Яхромской иконы
Божией Матери.
ОКТЯБРЬ

ЧЕТВЕРГ

28

Ап. Иакова Алфеева. Прпп. Андроника и Афанасии. Прп. Петра
Галатийского. Корсунской иконы Божией Матери.

СРЕДА
Свт.
Иоанна,
еп. Суздальского.
Свт.
Афанасия
исп., Еп Ковровского. Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

ОКТЯБРЬ

23
ОКТЯБРЬ

ПЯТНИЦА
Прп. Амвросия
Оптинского. Свт.
Иннокентия, еп.
Пензенского. Мчч.
Евлампия и Евлампии. Собор Волынских святых.
ОКТЯБРЬ

Мч.
Лонгина
сотника, иже при
Кресте Господнем.
Прп. Лонгина, вратаря Печерского.
Сщмч.
Алексия
пресвитера.

ОКТЯБРЬ

24

18

СУББОТА

ОКТЯБРЬ

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана
исп., творца канонов, еп. Никейского.
Прп. Льва Оптинского. Прп. Феофана,
постника Печерского.
Собор преподобных
Оптинских старцев.
Мцц. Зинаиды и Филониллы.

30
ПЯТНИЦА

ВОСКРЕСЕНЬЕ
Неделя 19-я по
Пятидесятнице.
Мц. Харитины. Свтт.
Петра, Алексия,
Ионы, Филиппа,
Иова, Ермогена,
Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия
и Макария, Московских и всея России
чудотворцев. Сщмч.
Дионисия, еп. Александрийского.

ОКТЯБРЬ

25

13

ОКТЯБРЬ

ВОСКРЕСЕНЬЕ

ВТОРНИК

19

Неделя 20-я по
Пятидесятнице. Память святых отцов
VII Вселенского Собора. Мчч. Прова,
Тараха и Андроника.

Сщмч. Григория
еп., просветителя Великой Армении. Свт.
Михаила,первого
митр. Киевского.

29
ЧЕТВЕРГ

ПОНЕДЕЛЬНИК
А п о с т о л а
Фомы.
Сщмч.
Иоанна пресвитера.

Прор. Осии.
Прмч.
Андрея
Критского. Мчч.
бессребреников
Космы и Дамиана,
Аравийских.
ОКТЯБРЬ

31
СУББОТА
Апостола
и
евангелиста Луки.
Обретение мощей
прп. Иосифа, игумена Волоцкого,
чудотворца. Мч.
М а р и на .
Прп.
Иулиана.

Условные обозначения:
Можно рыбу
Постный день
Церковный праздник

Дни особого
поминовения
усопших

Можно скоромное
Без масла

Можно постное масло
Можно масло, яйца, рыбу

Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки.

НОЯБРЬ
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье

1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

23 30
24
25
26
27
28
29

Положи, Господи,
хранение устам
моим
Молчать или лучше говорить? Кто
говорит во славу Божию -- делает хорошо, да и кто молчит во славу Божию
-- делает хорошо.
Некогда святый Пимен назвал юного брата Агафона отцом. Бывшие тут
иноки сказали: «Как можно назвать отцом того, кто столь молод?»
-- Молчаливые уста, -- отвечал праведник, -- сделали его старцем.
Есть люди, которые, никогда не говоря, говорят беспрестанно. И есть
люди, которые, говоря с утра до вечера, всегда молчат. Под первыми разумеются те, которые молчат языком, но
в сердце своем осуждают ближнего.
Под другими имеются в виду те, язык
которых говорит беспрестанно, но сердце ни о ком не помыслит худого
(«Училище благочестия»).
«Всему свое время, и время всякой
вещи под небом: время молчать и время говорить». (Еккл. 3; 1,7).
Говорите, когда услышите, что ктолибо нехорошо отзывается или даже насмехается над верою Христовой и Православною Церковью, над ее постановлениями и обрядами. Говорите громко, защищайте, как можете, веру и
Церковь свою. Помните слова Спасителя: «Кто отвернется от Меня пред
людьми, от того отвергнусь и Я пред
Отцом Моим Небесным».
Говорите, когда увидите, что ближний ваш согрешает чем-либо. Припоминая слова Апостола: «Исправляйте
согрешающего духом кротости».
Говорите, когда услышите, что ктолибо осуждает, оговаривает или бесчестит своего ближнего. Скажите, что
ближний не заслужил этого (если он
действительно не заслужил. Если же он
провинился, то скажите, что каждый
человек не без греха). Скажите также,
что осуждают людей большею частью
по злому сердцу, а злое сердце иметь
нехорошо.
Молчите, когда вы сильно взволнованы: вы можете в таком состоянии
причинить себе и ближнему вашему
много неприятностей. Молчите, когда
не имеете призвания учить других. Не
спорьте с болтунами и горячими людьми: «С болтуном не спорь: ты только
прибавишь дров к его огню» (Сирах).
Молчите и храните, когда кто-либо
доверил вам какую-либо тайну, т. е.
сказал вам что-либо и просил, чтобы
вы никому не говорили об этом. Будьте верны тогда, за исключением только того случая, если вы молчанием своим поступите противно Закону Божию.
Молчите в часы и дни печалей и
страданий. Не ропщите, не жалуйтесь
на Промысл Божий. Терпите, что вам
Бог поведал для вашей же пользы.
Учитесь молчать, речь -- то же, что
серебро, но и молчание в надлежащее
время -- чистое золото.
Священник М.МЕНЕТРОВ
ЛЮДСКАЯ ПАМЯТЬ НЕ ВСЕГДА ВАЖНА1 № 9 (140) 2009 год №9(140) 2009 г. Всем, кто верит и любит «Бог да благословит доброе начало!» С архипастырским благословением Ириней, Митрополит Днепропетровский и Павлоградский ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: Газета «НАЧАЛО» -- 21758 Журнал «БОГДАН» -- 01614 «НАЧАЛО» (толстушка) -- 90089 ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ (настенный и настольный) -- 90256 Колонка редактора ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ В этом году осень у нас началась как по расписанию: 1 сентября зарядил дождь. Как из ведра. Хлеборобы обрадовались, что теперь можно сеять, а у меня плоды винограда полопались. Противопоказаны им осадки в период созревания. Все или почти все в этом мире относительно. Один олигарх на кризисе зарабатывает, другой сокрушается, что потерял половину состояния. У большинства граждан проблема с ремнями -- новые дырки уже пробивать негде. А есть такие, которым ни холодно ни жарко: так же голодно, как и полторадва года назад. Мой сосед, молодой парень, все на жизнь жаловался. А потом устроился в магазин охранником и повеселел. Работа хлопотная, нервная, но денежная, да и по службе начал быстро расти. И воровать в его смену стали меньше. Но появилась новая напасть: продукты стали поедать на месте. То разорванный пакет и пустые фантики от конфет на полке найдет, то свеженадкушенный кусок колбасы. А однажды увидел бедно, но аккуратно одетого дедулю, который, не прячась, уплетал батон социального хлеба. Из магазина Дима уволился. Денег стало меньше, но на жизнь он больше не жалуется. Юрий КУЛИБАБА ПРАВОСЛАВИЕ В ПЛЕНУ Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской Лавре Быть богословом, священником, иерархом -- значит всегда быть мужественным человеком. Это не дело слабых. Физически мы можем быть слабыми, но духовно мы должны быть очень сильными. Потому что на протяжении всех двух тысяч лет своего существования Церковь Христова призвана только к одному: свидетельствовать о правде Божией, и это свидетельство никогда не бывает легким -- ни во времена Римской империи, ни в эпоху святых отцов, ни в те тяжелые времена, которые мы вместе с вами пережили, ни сегодня. Духовническая работа, исповедь, причащение Святых Христовых Тайн -- это то, что должно быть в центре нашей академической духовной жизни. Поэтому сегодня во много раз возрастают требования к духовникам в духовных школах. Духовники должны понимать молодых людей, отвечать им сердечной, отеческой любовью, вникать в их проблемы. Если духовник вовлекается во внутреннюю жизнь студента или воспитанника и становится его путеводителем, наставником, то такой контакт во многом определит духовный строй этого студента. Поэтому духовническая работа, активная литургическая жизнь должны быть в центре нашего академического бытия. И тогда, сопрягая интеллектуальное с духовным, мы на выходе можем иметь замечательное явление: современного мыслящего, образованного человека с сильным внутренним религиозным опытом. Я думаю, что Церкви, вступившей в XXI век и несущей колоссальную ответственность за духовную жизнь народа, необходимо иметь таких пастырей. Читайте на стр. 6-7 ДОН КИХОТ С ДАЛЬНЕЙ УЛИЦЫ Очнулся он с разбитой головой, когда работники «Скорой помощи» перекладывали его на носилки. В кармане брюк пронзительно верещала мобилка: сын родился. У него еще хватило сил ответить на звонок жены, сообщавшей об этом. А потом провалился в темноту. -- Зачем ты это сделал, зачем? -- упрекала жена, когда через три недели Виктора выписали из больницы. -- А если бы тебя убили, а мы с малышом одни остались? Читайте на стр. 12 Горькие старческие слезы закапали сами собой. Она смотрела на тяжелую металлическую цепь и не верила собственным глазам. Так просидела несколько часов. Нога болела уже просто нестерпимо. Наконец, Анастасия Терентьевна поднялась, взяла в руки цепь, из последних сил еле подняла гирю, к которой та была прикована. Дома никого не было. И она пошла по селу, сама не зная куда. Редкие прохожие думали, что бабушка ищет заблудившуюся корову. А она не решалась к кому-то обратиться, потому что очень стыдно было признаться, что на цепь ее посадил собственный сын. С ГИРЕЙ НА СОВЕСТИ Читайте на стр. 13 Не разложившийся Его почему-то быстро все забыли, хотя при жизни он пользовался большой любовью и авторитетом среди братии. Пахомий помнил, что тело почившего эконома сразу стало смердеть, и это породило слухи о его, якобы, тайной порочности. Хоронили его, не дожидаясь трех дней, наспех вычитав положенные молитвы. Потом, по каким-то непонятным причинам, его имя забыли внести в новый поминальный синодик. В общем, его кончина была полна загадочных, но нехороших знаков. Но все эти плохие знамения оказались на поверку лишь рубищем, прикрывающим собой истинную святость. Матерь Божья услышала предсмертный вопль монаха и исполнила волю праведника. А братья еще при этом думалигадали, какой порок был у него, Читайте на стр. 8-9 Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя бессловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. ГРЯЗЬ ЧУЖАЯ, НО СВОЯ Читайте на стр. 3 ПУТЬ Помните сказку о богатыре, который, стоя возле камня, читал надпись о том, что будет с ним, если он изберет одну из указанных там дорог? «Налево пойдешь... Направо пойдешь... Прямо пойдешь». В реальной жизни у человека выбор жизненного пути еще меньше: с Богом или без Бога. Заметьте, выбор жизненного пути человека определяется не направлением: налево, направо, прямо. Выбор жизненного пути определяется тем, с кем идешь, также целью, какую преследуешь. Если цель жизни человека -- Вечность, Любовь и Блаженство, то он выбирает путь с Богом, потому что этого достичь без Бога невозможно. И наоборот. Когда человек выбирает путь без Бога, то, соответственно, и цели его вполне земные, временные, преходящие. И результатом такого пути обязательно будет смерть и н е б ы т и е , ведь, выбирая временное, обрекаешь себя на временность. Читайте на стр. 10
2 № 9 (140) 2009 год Православный ОКТЯБРЬ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ОКТЯБРЬ ОКТЯБРЬ 1 7 ЧЕТВЕРГ Прп. Евмения, еп. Гортинского. Мцц. Софии и Ирины. Прп. Илариона О п т и н с к о г о . Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров. ОКТЯБРЬ 2 ПЯТНИЦА Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Сщмч. Николая пресвитера; сщмч. Нила пресвитера. ОКТЯБРЬ 3 СРЕДА Первомц. равноап. Феклы. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца. Св. Владислава Сербского. Прмч. Галактиона Вологодского. Сщмч. Василия диакона. Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров. Мирожской иконы Божией Матери. ОКТЯБРЬ 8 ЧЕТВЕРГ Прп. Евфросинии Александрийской. Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Прп. Евфросинии Суздальской. Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского. Прп. Досифеи затворницы, Киевской. СУББОТА Вмч. Евстафия Плакиды, Феопистии, Агапия и Феописта. Прп.и блгв. кн. Олега Брянского. Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Собор Брянских святых. ОКТЯБРЬ 4 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского. Мчч. Евсевия и Присха. ОКТЯБРЬ 5 ПОНЕДЕЛЬНИК Прор. Ионы. Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прп. Ионы пресвитера. Прав. Петра, бывшего мытаря. Собор Тульских Святых. ОКТЯБРЬ 6 ВТОРНИК Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского. Мц. Ираиды девы. Прпп. Жен Ксанфиппы и Поликсении. Словенской иконы Божией Матери. ОКТЯБРЬ 9 ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 4 -- Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского. 11 -- Неделя 18-я по Пятидесятнице. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. 14 -- Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 18 -- Неделя 19-я по Пятидесятнице. 24 -- Собор преподобных Оптинских старцев. 25 -- Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. 26 -- Иверской иконы Божией Матери. 31 -- Апостола и евангелиста Луки. Октябрь ОКТЯБРЬ ОКТЯБРЬ ОКТЯБРЬ 14 20 26 СРЕДА ВТОРНИК ПОНЕДЕЛЬНИК Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти Анании. Прп. Романа Сладкопевца. Мчч. Сергия и Вакха. Прп. Сергия Послушливого, Печерского. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление». Иверской иконы Божией Матери. Прп. Вениамина Печерского. Прп. Никиты исп. Сщмчч. Иннокентия и Николая пресвитеров. Мч. Вениамина диакона. Седмиезерной иконы Божией Матери. ОКТЯБРЬ 15 ЧЕТВЕРГ Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста. Блгв. кн. Анны Кашинской. Прп. Кассиана Угличского. ОКТЯБРЬ 21 СРЕДА ОКТЯБРЬ Преставление ап. и ев. Иоанна Богослова. Свт. Тихона, патр. Московского и всея Руси. ПЯТНИЦА ОКТЯБРЬ Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона. Блж. Исихия хоривита. 22 10 СУББОТА Прп. Савватия Соловецкого. Сщмч. Петра, митр. Крутицкого. Апп. от 70ти Марка, Аристарха и Зины. Прп. Игнатия. ОКТЯБРЬ 11 ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 18-я по Пятидесятнице. Прп. Харитона Исповедника. Прпп. Схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Прор. Варуха. Мц. Анны. ОКТЯБРЬ 12 ПОНЕДЕЛЬНИК Прп. Кириака отшельника. Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского. Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои. Прп. Феофана Милостивого. ОКТЯБРЬ 16 ОКТЯБРЬ 17 СУББОТА Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп.Тверского. Собор Казанских Святых. Сщмч. Димитрия пресвитера. Прп. Павла Препростого. Св. Стефана Щиляновича. ОКТЯБРЬ Прп. Пелагии. Прп. Трифона, архим. Вятского. Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского. Прп. Таисии. Св. Пелагии девицы. ПЯТНИЦА ОКТЯБРЬ календарь 27 ВТОРНИК Прп. Параскевы. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца. Яхромской иконы Божией Матери. ОКТЯБРЬ ЧЕТВЕРГ 28 Ап. Иакова Алфеева. Прпп. Андроника и Афанасии. Прп. Петра Галатийского. Корсунской иконы Божией Матери. СРЕДА Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Свт. Афанасия исп., Еп Ковровского. Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». ОКТЯБРЬ 23 ОКТЯБРЬ ПЯТНИЦА Прп. Амвросия Оптинского. Свт. Иннокентия, еп. Пензенского. Мчч. Евлампия и Евлампии. Собор Волынских святых. ОКТЯБРЬ Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господнем. Прп. Лонгина, вратаря Печерского. Сщмч. Алексия пресвитера. ОКТЯБРЬ 24 18 СУББОТА ОКТЯБРЬ Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского. Прп. Льва Оптинского. Прп. Феофана, постника Печерского. Собор преподобных Оптинских старцев. Мцц. Зинаиды и Филониллы. 30 ПЯТНИЦА ВОСКРЕСЕНЬЕ Неделя 19-я по Пятидесятнице. Мц. Харитины. Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского. ОКТЯБРЬ 25 13 ОКТЯБРЬ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВТОРНИК 19 Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Прова, Тараха и Андроника. Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Свт. Михаила,первого митр. Киевского. 29 ЧЕТВЕРГ ПОНЕДЕЛЬНИК А п о с т о л а Фомы. Сщмч. Иоанна пресвитера. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских. ОКТЯБРЬ 31 СУББОТА Апостола и евангелиста Луки. Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. Мч. М а р и на . Прп. Иулиана. Условные обозначения: Можно рыбу Постный день Церковный праздник Дни особого поминовения усопших Можно скоромное Без масла Можно постное масло Можно масло, яйца, рыбу Календарь питания для мирян. При необходимости изменения строгости поста возьмите благословение у батюшки. НОЯБРЬ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 30 24 25 26 27 28 29 Положи, Господи, хранение устам моим Молчать или лучше говорить? Кто говорит во славу Божию -- делает хорошо, да и кто молчит во славу Божию -- делает хорошо. Некогда святый Пимен назвал юного брата Агафона отцом. Бывшие тут иноки сказали: «Как можно назвать отцом того, кто столь молод?» -- Молчаливые уста, -- отвечал праведник, -- сделали его старцем. Есть люди, которые, никогда не говоря, говорят беспрестанно. И есть люди, которые, говоря с утра до вечера, всегда молчат. Под первыми разумеются те, которые молчат языком, но в сердце своем осуждают ближнего. Под другими имеются в виду те, язык которых говорит беспрестанно, но сердце ни о ком не помыслит худого («Училище благочестия»). «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время молчать и время говорить». (Еккл. 3; 1,7). Говорите, когда услышите, что ктолибо нехорошо отзывается или даже насмехается над верою Христовой и Православною Церковью, над ее постановлениями и обрядами. Говорите громко, защищайте, как можете, веру и Церковь свою. Помните слова Спасителя: «Кто отвернется от Меня пред людьми, от того отвергнусь и Я пред Отцом Моим Небесным». Говорите, когда увидите, что ближний ваш согрешает чем-либо. Припоминая слова Апостола: «Исправляйте согрешающего духом кротости». Говорите, когда услышите, что ктолибо осуждает, оговаривает или бесчестит своего ближнего. Скажите, что ближний не заслужил этого (если он действительно не заслужил. Если же он провинился, то скажите, что каждый человек не без греха). Скажите также, что осуждают людей большею частью по злому сердцу, а злое сердце иметь нехорошо. Молчите, когда вы сильно взволнованы: вы можете в таком состоянии причинить себе и ближнему вашему много неприятностей. Молчите, когда не имеете призвания учить других. Не спорьте с болтунами и горячими людьми: «С болтуном не спорь: ты только прибавишь дров к его огню» (Сирах). Молчите и храните, когда кто-либо доверил вам какую-либо тайну, т. е. сказал вам что-либо и просил, чтобы вы никому не говорили об этом. Будьте верны тогда, за исключением только того случая, если вы молчанием своим поступите противно Закону Божию. Молчите в часы и дни печалей и страданий. Не ропщите, не жалуйтесь на Промысл Божий. Терпите, что вам Бог поведал для вашей же пользы. Учитесь молчать, речь -- то же, что серебро, но и молчание в надлежащее время -- чистое золото. Священник М.МЕНЕТРОВ