Вы сейчас читаете:
Журнал №1-2011
Нехай Бог благословить усі ваші благі починання, так щоб ви і надалі могли
нести в людські душі світле, добре та вічне
Блаженніший Митрополит Володимир, Предстоятель Української Православної Церкви

Âåëèêèé Êàíîí
ñâÿòîãî Àíäðåÿ Êðèòñêîãî

1(40-165)
2011 ã.

Äóøå ìîÿ, âîñòàíè, ÷òî ñïèøè?
В самом начале Великого поста
Святая Церковь предлагает нам Ве
ликий покаянный канон святого
преподобного Андрея Критского.
В понедельник, вторник, среду и
четверг первой седмицы он поется
по частям, а на утрене четверга пя
той седмицы – прочитывается пол
ностью, и это богослужение носит
название «Мариино стояние» в па
мять преподобной Марии Египет
ской.
Канон называют Великим не
столько по необычно большому
числу тропарей, а их — 250!,
сколько по его внутреннему досто
инству и силе.
Нельзя научить тому, чего сам
не умеешь. Покаяние святого Ан
дрея глубокое и искреннее, это бе
седа кающегося с собственной ду
шой, и чем ближе человек к Богу,
тем больше видит свои грехи. Это
му учит нас в своем каноне святой
Андрей Критский.
Как будто старец, исполненный сострадания и люб
ви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы
собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим
опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молить
ся: Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
Немало имен праведников и грешников упо
мянуто в Великом каноне преподобного. Перед нами
проходят образы людей из Ветхого и Нового За
ветов, людей, которые согрешали, падали и вновь
восставали. Всякий раз их путь возвращения к Богу
пролегал через покаяние, осознание своих грехов,
несовершенства, несоответствия тому, чем должен
быть человек.
Библейская история, начиная с грехопадения пра
родителей, воскрешает память благочестивых пат
риархов и доблестных мужей: Моисея, Иисуса На
вина, Гедеона и Иефая, вспоминает благочестие царя
Давида, его падение и умиленное покаяние, ука
зывает на нечестие Ахава и Иезавели, на
великие образцы покаяния – неневи
тян, Манассию, блудницу и благора
зумного разбойника.
Вслушиваясь в слова Великого Ка
нона, всматриваясь в историю жизни

людей, бежавших от Бога, но
искренне раскаявшихся, поду
маем о том, как Господь выво
дит каждого из нас из бездны
греха и отчаяния, ждет наших
плодов покаяния. Вот почему
постный путь начинается с воз
врата к «исходной точке», к
Творению мира, Грехопадению,
Искуплению, к тому миру, где
все события непосредственно
связаны с Богом, где человек
находит настоящие измерения
своей жизни, и, найдя их, кает
ся.
Если читать Свяшенное Пи
сание и Великий Канон под та
ким углом зрения, то многое из
того, что говорится о древних
праведниках и грешниках, явля
ется не чем иным, как летописью
нашей души и нашего падения:
«История первого грехопадения
– это моя личная история: Я со
вершил преступление первозданного Адама; я знаю,
что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сла
дости из за моих грехов… Я потерял божественные
дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то,
что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил
душевную красоту наслаждениями страстей.
Ныне я разодрал первую мою одежду, которую
мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…»
Не нужно думать, что покаяние заключается в
том, чтобы копаться в собственных грехах, занимать
ся самобичеванием. Истинное покаяние – это, ког
да мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к пра
ведности; когда мы понимаем, что прежняя наша
жизнь была недостойна высокого призвания, когда
перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожны мы
сами, и сознаем, что единственная наша надежда –
Сам Бог.
Р.S. При всем своем духовном величии и досто
инстве, Великий канон святого Андрея Крит
ского содержит в себе немало трудностей
для понимания, поэтому здесь он при
веден с русским переводом Николая
Кедрова (1915 г.) и ссылками на сти
хи Священного Писания, образами
которых навеяны тропари канона.
Нехай Бог благословить усі ваші благі починання, так щоб ви і надалі могли нести в людські душі світле, добре та вічне Блаженніший Митрополит Володимир, Предстоятель Української Православної Церкви Âåëèêèé Êàíîí ñâÿòîãî Àíäðåÿ Êðèòñêîãî 1(40-165) 2011 ã.
Äóøå ìîÿ, âîñòàíè, ÷òî ñïèøè? В самом начале Великого поста Святая Церковь предлагает нам Ве ликий покаянный канон святого преподобного Андрея Критского. В понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы он поется по частям, а на утрене четверга пя той седмицы – прочитывается пол ностью, и это богослужение носит название «Мариино стояние» в па мять преподобной Марии Египет ской. Канон называют Великим не столько по необычно большому числу тропарей, а их — 250!, сколько по его внутреннему досто инству и силе. Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Ан дрея глубокое и искреннее, это бе седа кающегося с собственной ду шой, и чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Это му учит нас в своем каноне святой Андрей Критский. Как будто старец, исполненный сострадания и люб ви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молить ся: Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Немало имен праведников и грешников упо мянуто в Великом каноне преподобного. Перед нами проходят образы людей из Ветхого и Нового За ветов, людей, которые согрешали, падали и вновь восставали. Всякий раз их путь возвращения к Богу пролегал через покаяние, осознание своих грехов, несовершенства, несоответствия тому, чем должен быть человек. Библейская история, начиная с грехопадения пра родителей, воскрешает память благочестивых пат риархов и доблестных мужей: Моисея, Иисуса На вина, Гедеона и Иефая, вспоминает благочестие царя Давида, его падение и умиленное покаяние, ука зывает на нечестие Ахава и Иезавели, на великие образцы покаяния – неневи тян, Манассию, блудницу и благора зумного разбойника. Вслушиваясь в слова Великого Ка нона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но искренне раскаявшихся, поду маем о том, как Господь выво дит каждого из нас из бездны греха и отчаяния, ждет наших плодов покаяния. Вот почему постный путь начинается с воз врата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кает ся. Если читать Свяшенное Пи сание и Великий Канон под та ким углом зрения, то многое из того, что говорится о древних праведниках и грешниках, явля ется не чем иным, как летописью нашей души и нашего падения: «История первого грехопадения – это моя личная история: Я со вершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сла дости из за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…» Не нужно думать, что покаяние заключается в том, чтобы копаться в собственных грехах, занимать ся самобичеванием. Истинное покаяние – это, ког да мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к пра ведности; когда мы понимаем, что прежняя наша жизнь была недостойна высокого призвания, когда перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожны мы сами, и сознаем, что единственная наша надежда – Сам Бог. Р.S. При всем своем духовном величии и досто инстве, Великий канон святого Андрея Крит ского содержит в себе немало трудностей для понимания, поэтому здесь он при веден с русским переводом Николая Кедрова (1915 г.) и ссылками на сти хи Священного Писания, образами которых навеяны тропари канона.