Вы сейчас читаете:
Журнал №4-2011
Ïóñòü Áîã áëàãîñëîâèò âñå âàøè áëàãèå íà÷èíàíèÿ òàê, ÷òîáû âû
è äàëüøå ìîãëè íåñòè â ëþäñêèå äóøè ñâåòëîå, äîáðîå è âå÷íîå

Áëàæåííåéøèé Ìèòðîïîëèò Âëàäèìèð,
Ïðåäñòîÿòåëü Óêðàèíñêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè

4(43-174)
2011 ã.

Î ÁÎÆÅÑÒÂÅÍÍÎÉ
ËÈÒÓÐÃÈÈ

Íóæíî çíàòü è ïîäïåâàòü
Храм, или церковь, – место, где совершается бо
гослужение. И среди других самое главное богослуже
ние – Божественная Литургия.
Ходить в храм – не значит ставить свечки и мо
литься перед иконами. Это как раз можно делать и дома.
Прежде всего, ходить в храм – значит участвовать в
Литургии, входить в общение с Богом, принимать в
себя жизнь и силу Его.
Об этом говорил и праведный Иоанн Кронштадс
кий: «Вникайте хорошенько в богослужение, и оно ни
когда не потеряет для вас интереса, самого высокого,
неисчерпаемого.
Если вы хотите видеть во всем небесном свете об
раз православия нашей Церкви, прочитайте весь круг
наших богослужебных книг, и вы увидите, какое это
чудное учреждение на земле, не человеческое, а боже
ственное!
Если многие из христиан не любят Церкви и бого
служения, то потому, что их души не готовы, не распо
ложены к этой любви, не воспитали ее в себе по причи
не житейских пристрастий, и потому, что не знают Цер
кви, ее смысла, ее духа, ее цели.
Ходите в церковь, слушайте со вниманием глубо
ким богослужение, песни, каноны, чтения, и вы при
выкнете к Церкви, полюбите ее: вы увидите, убеди
тесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения;
сколько в ней света, силы, святыни, правды.
Входя в храм во время Богослужения, вы входите
как бы в иной мир: для вас как бы исчезает время и
начинается вечность...»
К сожалению, для многих верующих наше бого
служение по прежнему остается непонятным, несмот
ря на большое количество духовной литературы, под

робно разъясняющей последовательность Божествен
ной Литургии.
В свое время слова псалмопевца Давида: «Пой
те Богу нашему, пойте все разумно» (Пс. 46, 7 8)
толковал преподобный Амвросий, старец Оптинс
кий: «Петь разумно – означает понимание того,
что мы поем или слушаем в церкви», то есть без
знания и понимания смысла литургических текстов,
составленных боговдохновенными Отцами и Учи
телями Церкви, невозможно пережить сердцем всю
глубину православного учения о Христе и спасении
человека.
Применяющийся сейчас в богослужебной практике
церковнославянский язык безусловно красив и макси
мально к ней приспособлен. Но даже среди духовен
ства вряд ли найдется много тех, кто до конца понима
ет все, что читается и поется в храме.
В древних литургических церковнославянских мо
литвословиях есть множество «мелких» деталей, ко
торые ускользают из поля зрения прихожан, но кото
рые очень важны для понимания евхаристических свя
щеннодействий.
При совершении литургии священник в алтаре тихо
вполголоса читает тайные молитвы, пока хор поет оче
редное песнопение. Они названы тайными из за того,
что не слышны стоящим в храме. Так положено по
Уставу, но смысл этих молитв верующие должны знать,
как и последование всей Божественной Литургии (в
нашем журнале тайные молитвы обозначены штрих
пунктирной линией) .
Идея перевода богослужебных текстов на русский
язык не нова, но среди многочисленных работ был
выбран перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота).

ПОДПИСКА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НИКОГДА
Îôîðìèòü çàêàç ìîæíî ñ ëþáîãî ìåñÿöà â ëþáîì îòäåëåíèè ñâÿçè

ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
ãàçåòà «ÍÀ×ÀËÎ
ÍÀ×ÀËλ»
«ÍÀ×ÀËÎ
ÍÀ×ÀËλ» (òîëñòóøêà)

— 21758
— 90089

äåòñêèé æóðíàë « ÁÎÃÄÀÍ
ÁÎÃÄÀÍ»» — 01614
Ïóñòü Áîã áëàãîñëîâèò âñå âàøè áëàãèå íà÷èíàíèÿ òàê, ÷òîáû âû è äàëüøå ìîãëè íåñòè â ëþäñêèå äóøè ñâåòëîå, äîáðîå è âå÷íîå Áëàæåííåéøèé Ìèòðîïîëèò Âëàäèìèð, Ïðåäñòîÿòåëü Óêðàèíñêîé Ïðàâîñëàâíîé Öåðêâè 4(43-174) 2011 ã. Î ÁÎÆÅÑÒÂÅÍÍÎÉ ËÈÒÓÐÃÈÈ
Íóæíî çíàòü è ïîäïåâàòü Храм, или церковь, – место, где совершается бо гослужение. И среди других самое главное богослуже ние – Божественная Литургия. Ходить в храм – не значит ставить свечки и мо литься перед иконами. Это как раз можно делать и дома. Прежде всего, ходить в храм – значит участвовать в Литургии, входить в общение с Богом, принимать в себя жизнь и силу Его. Об этом говорил и праведный Иоанн Кронштадс кий: «Вникайте хорошенько в богослужение, и оно ни когда не потеряет для вас интереса, самого высокого, неисчерпаемого. Если вы хотите видеть во всем небесном свете об раз православия нашей Церкви, прочитайте весь круг наших богослужебных книг, и вы увидите, какое это чудное учреждение на земле, не человеческое, а боже ственное! Если многие из христиан не любят Церкви и бого служения, то потому, что их души не готовы, не распо ложены к этой любви, не воспитали ее в себе по причи не житейских пристрастий, и потому, что не знают Цер кви, ее смысла, ее духа, ее цели. Ходите в церковь, слушайте со вниманием глубо ким богослужение, песни, каноны, чтения, и вы при выкнете к Церкви, полюбите ее: вы увидите, убеди тесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения; сколько в ней света, силы, святыни, правды. Входя в храм во время Богослужения, вы входите как бы в иной мир: для вас как бы исчезает время и начинается вечность...» К сожалению, для многих верующих наше бого служение по прежнему остается непонятным, несмот ря на большое количество духовной литературы, под робно разъясняющей последовательность Божествен ной Литургии. В свое время слова псалмопевца Давида: «Пой те Богу нашему, пойте все разумно» (Пс. 46, 7 8) толковал преподобный Амвросий, старец Оптинс кий: «Петь разумно – означает понимание того, что мы поем или слушаем в церкви», то есть без знания и понимания смысла литургических текстов, составленных боговдохновенными Отцами и Учи телями Церкви, невозможно пережить сердцем всю глубину православного учения о Христе и спасении человека. Применяющийся сейчас в богослужебной практике церковнославянский язык безусловно красив и макси мально к ней приспособлен. Но даже среди духовен ства вряд ли найдется много тех, кто до конца понима ет все, что читается и поется в храме. В древних литургических церковнославянских мо литвословиях есть множество «мелких» деталей, ко торые ускользают из поля зрения прихожан, но кото рые очень важны для понимания евхаристических свя щеннодействий. При совершении литургии священник в алтаре тихо вполголоса читает тайные молитвы, пока хор поет оче редное песнопение. Они названы тайными из за того, что не слышны стоящим в храме. Так положено по Уставу, но смысл этих молитв верующие должны знать, как и последование всей Божественной Литургии (в нашем журнале тайные молитвы обозначены штрих пунктирной линией) . Идея перевода богослужебных текстов на русский язык не нова, но среди многочисленных работ был выбран перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота). ПОДПИСКА НЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НИКОГДА Îôîðìèòü çàêàç ìîæíî ñ ëþáîãî ìåñÿöà â ëþáîì îòäåëåíèè ñâÿçè ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: ãàçåòà «ÍÀ×ÀËÎ ÍÀ×ÀËλ» «ÍÀ×ÀËÎ ÍÀ×ÀËλ» (òîëñòóøêà) — 21758 — 90089 äåòñêèé æóðíàë « ÁÎÃÄÀÍ ÁÎÃÄÀÍ»» — 01614